НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

А.Я. Флиер. Системная модель социальных функций культуры

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

В.М. Розин. Особенности и конституирование музыкальной реальности

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

И.В. Кондаков. Кот как культурный герой: от Кота в сапогах – до Кота Шрёдингера

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)

И.Э. Исакас. Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

ДУЭЛЬ

А.Я. Флиер. Неизбежна ли культура? (о границах социальной полезности культуры) (Философская антиутопия)

А.А. Пелипенко. Культура как неизбежность (о субъектном статусе культуры)


Анонс следующего номера

 

 

М.А. Полетаева

Эволюция представлений о «чужом»

Аннотация. Статья посвящена обзору эволюции представлений о своем и чужом человеке в истории человечества. Это первая попытка комплексной научной систематизации типовых взглядов общества на эту проблему в истории, игравших значимую роль в становлении национальной идентичности людей.

Ключевые слова. свой и чужой, эпохи: доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная, отторжение чужого, терпимость к нему, принятие его как своего.
 

Представления о чужом были разными в разные эпохи. Особенности этих представлений в существенной мере определялись мировоззренческими характеристиками этих эпох, параметрами картин мира людей, живших в разное время. Поэтому прежде, чем приступать к рассмотрению особенностей такого отношения к чужим, нужно определиться с принципами членения истории на эпохи.

В мировой науке существует множество вариантов членения истории на различные периоды, созданные на протяжении многих веков и опирающиеся на разные основания. Это и социально-экономические формации, и культурно-цивилизационные эпохи, и религиозные эры, и т.п. Из этого множества вариантов мы выбираем сравнительно новую концепцию членения истории на технологические периоды, т.е. эпохи, основанные на господстве разных типов технологий, – доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную [1]. При этом под «индустриальностью» понимается машинное производство каких-либо материальных предметов или фрагментов сооружений. Соответственно доиндустриальная эпоха – это время до появления производящих машин (время ручного инструментария), а постиндустриальная эпоха – это время, когда машины перестали играть самодовлеющую роль, а стали чисто техническими элементами производства, главным же стало автоматизированное управление машинами и производство нового знания.

Выбор именно этого варианта членения истории для данного исследования обусловлен тем, что развитие типов технологий материального производства, а с ними и типов социального устроения общества, в конечном счете, очень влияло на становление и укрепление той или иной типологии общественного сознания и его базовых характеристик [2], а также на параметры идентичности людей и разделения социального мира на своих и чужих [3]. Поскольку именно этот параметр общественного сознания является основным объектом нашего исследования, то выбор концепции понимания истории, наиболее способствующей такому анализу, представляется оптимальным.

Доиндустриальная эпоха, в которую принято включать этапы: первобытный, рабовладельческий и феодальный, характеризовалась преобладанием ручного труда (как индивидуального, так и коллективного), доминированием мифологических и религиозных верований в общественном сознании и представлениях о социальном мироустройстве, а также исключительно непосредственной межличностной коммуникацией (устной и письменной) между индивидами.

Эту эпоху определяют временным отрезком от возникновения человечества (примерно 40 тыс. лет тому назад) до рубежа XV-XVI вв. – времени Великих географических открытий, изобретения печатного станка, начала итальянского Возрождения в искусстве и общественной мысли и т.п., а – главное – до начала использования первых машинных устройств в некоторых видах ремесла (например, ткачестве).

Доминирующее религиозное сознание людей того времени заставляло их видеть все сущее преимущественно в ракурсе религиозной значимости объектов бытия и даже социальную справедливость определять по ее мистической богоугодности. Общая направленность сознания общества доиндустриальной эпохи была связана с сакрализацией своего прошлого, поклонением «великим предкам», легендарным героям и религиозным подвижникам минувших веков, как важнейшим эталонным образцам правильного социального поведения, подражание которым является единственно верным жизненным путем.

Индустриальная эпоха характеризовалась машинным производством с ручным управлением (станки, непосредственно управлявшиеся рабочими), преобладающим рациональным массовым сознанием общества и стремлением к переустройству мира на основаниях большей социальной справедливости (демократии), а также обезличенной коммуникацией в виде массово тиражируемых книг и газет, а позднее радио и телевидения. В целом культуру индустриального общества принято называть «книжной», по особой роли книги в систематизации представлений людей о бытии. Индустриальная эпоха занимает временной отрезок от рубежа XV-XVI вв. до 60-х гг. ХХ века. Это привычные для нас капитализм и социализм, которые при всем своем политико-идеологическом различии основывались на едином типе технологий материального производства.

Увлечение идеями социального равноправия, тем не менее, с трудом уживалось с концепцией равноправия национально-культурного, чем было порождено множество политических коллизий и в первую очередь колониализм – завоевание и эксплуатация слаборазвитых народов Азии, Африки, Латинской Америки. При этом общая направленность общественного сознания была связана не столько с сакрализацией прошлого, сколько с романтизацией будущего, с мечтами о построении прекрасного справедливого общества (в той или иной форме), безостановочном научно-техническом прогрессе, освоении Космоса и т.п., ради чего нужно перетерпеть плохое настоящее.

Постиндустриальная эпоха, начало которой обычно отсчитывается от 60-х гг. ХХ века: в частности от «студенческого бунта» 1968 г. в Европе, движения хиппи в США, но – главное – изобретения компьютера, буквально «перевернувшего мир» внедрением информационных технологий. Эпоха постиндустриализма характеризуется машинным производством с электронным автоматизированным управлением, господством критического массового сознания (подвергающего сомнению все концепции объяснения наблюдаемого мира), а также гиперкоммуникацией с помощью компьютеров, мобильных телефонов и iPhon’ов, практически не имеющих границ по охвату мира и создающими глобальное информационное поле всего человечества. Это формирующийся сейчас посткапитализм с его глобализацией, тотальной информатизацией и пр. Сразу же объяснимся, что под посткпитализмом мы понимаем капиталистическое производство, основанное на частной инициативе, сочетаемое с социалистическими стандартами в вопросах обеспечения прав и нужд населения [4].

Массовое сознание постиндустриального мира ориентировано прежде всего на проблемы социальной свободы и равноправия людей, включающие и равноправие национально-культурное. Постиндустриальное общественное сознание уже не сакрализует прошлое и не романтизирует будущее, а сосредоточено на настоящем и его проблемах, современное решение которых мало удовлетворяет общество.

Но нужно помнить и о том, что если первобытными когда-то были все ныне существующие и когда-либо существовавшие народы, то лишь  сравнительно небольшая их часть достигла аграрной стадии развития, малая часть последних перешла на индустриальную стадию и лишь чуть более десятка народов (пока) доросло до постиндустриальной стадии развития. Большая часть народов Земли остановилась в своей социальной эволюции на том или ином этапе, не найдя ресурсов для дальнейшего развития; и лишь несколько народов (полтора-два десятка) развилось до постиндустриальной стадии. Так что на Земле сейчас представлены практически все исторические эпохи в лице разных народов. Сегодня большая часть человечества живет при первобытном строе и аграрном феодализме (в доиндустриальную эпоху), меньшая часть при капитализме и социализме (в индустриальную эпоху) и лишь несколько стран при посткапитализме (в постиндустриальную эпоху). К тому же во многих странах наблюдается ситуация, когда крупные города живут в постиндустриальных условиях, а глубокая провинция – еще при феодализме. Таков современный мир.

В разные эпохи и при разных типах доминирующего массового сознания были актуальны и разные представления о своих и чужих людях. В истории человечества сложились три типа отношения к чужому: сначала в доиндустриальную эпоху чужой воспринимался плохим, и иметь с ним дело считалось опасным [5]; затем в индустриальную эпоху чужой определялся как «другой», и иметь с ним дело считалось возможным, но сложным; и, наконец, сейчас в постиндустриальную эпоху чужой воспринимается как хороший, и иметь с ним дело считается не более опасным, чем со своим.

В доиндустриальную эпоху, в трех ее последовательных периодах – родовом, племенном, аграрном этно-государственном – в общественном сознании преобладали разные способы определения чужого.

В родовой первобытной общине дихотомия свой/чужой основывалась преимущественно на оппозиции сородич/инородец. Инородец не просто разговаривал на ином языке и придерживался иных обычаев, но – главное – он считал свое происхождение от иного «великого предка», иного тотема. В родовой общине статус кровного родственника являлся наиболее значимым. Позднее это все вылилось в институт многочисленной родни, которая в европейской культурной традиции обычно составляет до двух десятков человек, а у некоторых народов Востока насчитывает иногда более сотни людей. И всех их человек обязан помнить и знать обязанности каждого родственника по отношению к себе и свои обязанности по отношению к каждому родственнику. В свое время этот вопрос хорошо исследовал К. Леви-Стросс [6].

Хотя общность, основанная на кровном родстве, является наиболее древней, но и по сей день она сохраняет свою значимость в некоторых областях жизни. Все мы знаем свою близкую родню и обращаемся именно к ней за помощью в разных бытовых ситуациях. Происхождение (т.е. кровное родство) играет первостепенную роль в определении членов клана, варны, касты, иногда сословия (например, принадлежности к дворянству или духовенству). Оппозиция сородич/инородец сохраняет свою значимость до сих пор.

В племени люди уже принадлежали к разным родам, их объединяла в основном единая культура, и дихотомия свой/чужой выглядела уже как соплеменник/иноплеменник. Основными определителями соплеменника были язык (диалект), бытовые обычаи, верования, участие в племенных обрядах и т.п. Иноплеменник, естественно, всего этого не знал или знал плохо, и заметно отличался от соплеменников.

Но со временем племена начали объединяться в племенные союзы, началось формирование крупных этносов, разные диалекты основного языка выровнялись, то же выравнивание (стандартизация) произошло и с обычаями, и оппозиция соплеменник/иноплеменник обрела уже этнический смысл – представитель нашего этноса или иного. К началу аграрного периода понятие «соплеменники» уже определенно означало членов одного этноса. Главным отличительным признаком являлось то, что между соплеменниками была возможна коммуникация без переводчика [7].

В аграрный этно-государственный период (привычные для нас рабовладение и феодализм) основу общественного сознания составляла религия (бывшая и основной политической идеологией эпохи) [8]. Истина воспринималась как абсолютная и универсальная. Соответственно в этот период дихотомия свой/чужой выглядела как единоверец/иноверец. Характерно, что даже человек, не владеющий местным языком, но принадлежащий к той же религии (деноминации) воспринимался как «свой» [9]. Иноверец был чужим не только по религии, но еще и политически, ибо его вера не обязывала служить местному государю.

Но в религиях, основанных на «священных текстах» (а это все основные религии, дожившие до наших дней), наблюдалось значительное расхождение между «книжной религиозностью», точно воспроизводившей основные вероучебные сентенции по книгам, и «народной религиозностью», более или менее вольно интерпретирующей их и часто смешивающей канонические догматы с предшествовавшим язычеством. Поэтому понятие «единоверец» весьма условно и не имеет четких критериев. А вот иноверец выделялся отчетливо, и единоверец нередко определялся именно в сравнении с иноверцем.

Принципы, лежащие в основании формирования социальных групп – родовой, племенной и этно-конфессиональный – определяли и типы идентичности людей этого времени. Показательно, что сельские жители Руси называли себя не по роду деятельности – земледельцами, а по религиозной принадлежности – крестьянами (т.е. христианами).

В целом иррациональность, мистифицированность общественного сознания доиндустриальной эпохи отражалась и на отношении к чужому. Он воспринимался как инфернально «вредный», не понятный, опасный, не угодный нашему Богу, как не созданный по его образу и подобию, а являющийся порождением дьявола [10]. И любые контакты с ним старались минимизировать.

Ситуация заметно переменилась с наступлением индустриальной эпохи. В общественном сознании, по крайней мере, горожан религия постепенно становилось менее значимой, а возобладало буржуазное рациональное мировидение. Истина стала относительной, контекстуально зависимой. На базе этносов формировались нации, сочетавшие в себе этническое и политическое начала. Постепенно распространялась всеобщая грамотность; а с ней пришли и национальные культурные стандарты, вытеснившие многие религиозные стереотипы сознания [11]. Большую значимость получило государственное законодательное регулирование социального поведения людей.

Соответственно дихотомия свой/чужой обрела преимущественную форму соотечественник/иностранец. Иностранец, конечно, не так сильно отличался от своего, как иноверец или иноплеменник (по крайней мере, в границах одного культурного региона). Но его социальное поведение регулировали уже законы другой страны, что временами было очень заметно. А распространение национальных культурных стандартов значительно усиливало локальную специфичность поведенческого стиля и образа жизни соотечественников, в отличие от иностранцев [12].

Идентичность людей индустриальной эпохи определялась в первую очередь государственно-политическими условиями их существования, от которых отсчитывалось и все остальное. Ну, и отношение к чужому соответствовало умонастроениям эпохи. Чужой, конечно, был иным, но по-своему интересным и, по крайней мере, рационально понятным. Он был просто «другим». И взаимодействие с ним было, как минимум, полезным, не всегда мирным (например, колониальное угнетение), но не опасным [13].

Вместе с тем, население любого государства индустриальной эпохи было этнически разнообразным, включало в себя множество субэтносов или этнических фрагментов соседних народов. Кроме того население было многообразным по своему социальному составу, и нередко разные сословия говорили на разных диалектах, ориентировались на разные культурные эталоны. В этих условиях определение соотечественника было не легким делом, и нередко было также привязано к сравнению его с иностранцем, на фоне которого соотечественник выделялся более четко.

В постиндустриальную эпоху ситуация с этим вопросом опять переменилась. Производство сосредотачивалось уже не только на вещах и сооружениях, но в большой мере и на новых знаниях и информации. Основным производителем стала наука. Общественное сознание тоже изменилось. Оно отошло от крайностей предшествовавших эпох – сакрализации прошлого в доиндустриальную эпоху и романтизации будущего в индустриальную, а стало больше сосредотачиваться на настоящем и его критике [14]. Характерной парадигмой постиндустриального сознания стал постмодернизм – концепция тотального сомнения во всем. Истина стала пониматься как что-то субъективное, как плод ангажированного сознания того или иного человека. Век книжной культуры сменился веком экранной культуры. Ажиотажное отношение переместилось с предстоящего светлого будущего на актуальную личную свободу, ставшую ключевым понятием общественного сознания. Дихотомия свой/чужой стала опираться в первую очередь на культурные различия между людьми. В русском языке нет соответствующих слов, так что эту оппозицию можно условно определить как «сокультурник»/«инокультурник».

Идентичность людей постиндустриального времени стала сложной, многоаспектной, а часто и просто ситуативной. В разных жизненных ситуациях человек стал определять себя по-разному. Отношение к чужому, наконец, стало безоценочным. Он не отвергается общественным сознанием постиндустриальной эпохи, но и не выделяется как что-то особенное. Чужой в новом понимании – это такой же человек, как и свой, и он столь же достоин личностной и культурной свободы, как и свой. Просто он носитель иной национально-культурной традиции, и этим интересен. Фактически понятие «чужой» потеряло свой различительный смысл. Сопоставление свой/чужой уже стало не актуальным. Представители иного сословия или политические оппоненты часто воспринимаются как более чужие, нежели представители иного народа.  В этом вопросе все относительно.

Ведь люди все разные. В любом современном обществе есть люди, придерживающиеся прогрессистских взглядов на дихотомию свой/чужой, а есть и расисты, националисты, фундаменталисты, коммунисты, этатисты (фашисты) и пр. Поэтому сегодня идеологические различия между людьми играют большую роль, нежели оппозиция свой/чужой. В современном мире оппонент (в определенном смысле чужой) – это не инородец, иноплеменник, иноверец или иностранец. Это человек, придерживающийся иных взглядов на принципы социального мироустройства, т.е. иной политической культуры. И отторгается именно он, а не представитель иной расы, этноса, религии, страны.

Таким образом, мы видим, что отношение к чужому и возможности взаимодействия с ним от эпохи к эпохе менялось к лучшему. В доиндустриальную эпоху чужой отвергался в принципе, как непригодный к какому-либо взаимодействию. В индустриальную эпоху взаимодействие с ним допускалось при определенных условиях (его культурной ассимиляции). А в постиндустриальную эпоху никаких препятствий к взаимодействию с чужим уже не усматривалось. Всякий акцент на отличии чужого от своего начал рассматриваться как архаический предрассудок.

На протяжении человеческой истории в культуре всех народов эта дихотомия свой/чужой играла важную роль, в том числе определяя некоторые параметры идентичности своего. Именно, благодаря сравнению с чужим наглядно были видны достоинства своего, оттачивалась собственная идентичность человека и понимание себя самого. Дихотомия свой/чужой занимала заметное место в ряду всего комплекса многочисленных бинарных оппозиций в сознании людей любых эпох – доброе/злое, хорошее/плохое, сакральное/профанное, истинное/ложное и т.п., что составляло основу системы ценностных различений всей культуры.

В истории общественного сознания мы видим три типа чужих: чужой-инфернальный (имеющий адское происхождение), чужой-экзистенциальный (по жизни) и чужой-номинальный (по имени, по семиозису). Эти три типа, естественно, вызывали разное к себе отношение, исторически следовали один за другим, и с каждой эпохой отношение к чужому становилось все менее мистическим.

Можно говорить об исторической эволюции восприятия чужого в общественном сознании и как о пути постепенного отказа от крайностей деления социальной реальности на своих и чужих, а мира в целом на добрую (положительную) и злую (отрицательную) компоненты и глобальной культурной трактовки Универсума в рамках дуалистической парадигмы «правильное/неправильное». Этот вопрос в свое время основательно исследовал А.А. Пелипенко [15]. Такой вывод представляет собой важное теоретическое положение, показывающее, что общее построение культуры на основании бинарных оппозиций (что основательно исследовалось структуралистами и некоторыми иными учеными) [16], имеет временный характер и в ходе истории постепенно преодолевается. Но эта тема лежит уже за пределами настоящего исследования.
 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] См., например: Bell, Daniel. The Coming of Post-industrial Society: A Venture of Social Forecasting. N.Y.: Basic Books, 1973 (Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Академия, 1999. 788 с.); Fukuyama, Francis. The End of History and the Last Man. N.Y.: Free Press, 1992 (Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: АСТ, 2004. 488 с.) и др.
[2] Костина А.В., Флиер А.Я. Три типа культуры – три функциональные стратегии жизнедеятельности // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2009. № 2 (18). С. 23-36; Флиер А.Я. История культуры как смена доминантных типов идентичности // Личность. Культура. Общество. 2012. Т. 14. № 1 (69-70). С. 108-122.
[3] См., об этом: Шапинская Е.Н. Образ Другого в текстах культуры. Монография. М.: Красанд, 2011. 212 с.
[4] Mason, Paul. PostCapitalism: A Guide to our Future. London: Allen Lane, 2015. 356 p.
[5] Флиер А.Я. Культура как репрессия. М.: Диаграмма, 2006. 320 с.; см. об этом также: Флиер А.Я. Философские пролегомены к Нормативной теории культуры [Электронный ресурс] // Культура культуры. 2019. № 1. URL: http://cult-cult.ru/the-philosophical-prolegomena-to-a-normative-theory-of-culture/. Дата обращения: 18.06.2019.
[6] Lévi-Strauss, Claude. Les Structures élémentaires de la parenté. Paris: PUF, 1949. 619 р.
[7] Флиер А.Я. История культуры как смена доминантных типов идентичности.
[8] См. об этом: Frankfort, Henri, Frankfort, Henrichte A., Wilson, John A., Jacobsen, Thorkild. Before Philosophy. The Intellectual Adventure of Ancient Man. Baltimore: Penguin Books, 1946 (Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М.: Наука, 1984. 236 с.).
[9] Сурова Е.Э. Идентификационный принцип в культуре [Электронный ресурс] // Международный журнал исследований культуры. 2010. № 1. URL: http://www.culturalresearch.ru/ru/archives/62-politics-of-ident. Дата обращения: 28.11.2017; Малыгина И.В. Российская идентичность в контексте культурных «разломов» глобального и локального // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 1. № 1. С. 242-246; Малыгина И.В. Динамика российской идентичности // Быть русским… Коллективная монография [Т.Г. Киселева, И.В. Малыгина, А.Я. Флиер]. М.: МГУКИ, 2005. С. 5-52.
[10] Шапинская Е.Н. Указ. соч.
[11] Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции // Общественные науки и современность. 1998. № 6. С. 181-187.
[12] Флиер А.Я., Полетаева М.А. Происхождение и развитие культуры. М.: МГУКИ, 2009. 272 с.
[13] Тлостанова М.В. Деколониальный проект: от политической деколонизации к доколонизации мышления и сознания // Личность. Культура. Общество. 2008. Т. 10. № 5-6 (44-45). С. 170-183.
[14] Флиер А.Я. Добро и зло в культурно-историческом понимании [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2015. № 3. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2015/3/Flier_Good-Evil/. Дата обращения: 18.06.2019.
[15] Пелипенко А.А. Дуалистическая революция и смыслогенез в истории. М.: МГУКИ, 2007. 434 с.
[16] См., об этом: Lévi-Strauss, Сlaude. Anthropologie structurale. Paris: Plon, 1958 (Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. 536 с.); Пелипенко А.А. Постижение культуры. В 2 ч. Ч. 1. Культура и смысл. М.: РОССПЭН, 2012. 607 с.; Флиер А.Я. Философские пролегомены к Нормативной теории культуры.

© Полетаева М.А., 2020

Статья поступила в редакцию 15 августа 2019 г.

Полетаева Марина Андреевна,
кандидат культурологии, доцент
Московского государственного
лингвистического университета.
e-mail: m.poletaeva@mail.ru

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG