НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Э.А. Орлова. Антропологические основания научного познания

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX–XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

В.М. Розин. Некоторые особенности современного искусства

В.И. Ионесов. Память вещи в образах и сюжетах культурной интроспекции

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

А.Я. Флиер. Социально-организационные функции культуры

М.И. Козьякова. Античный космос и его эволюция: ритуал, зрелище, развлечение

Н.А. Мальшина. Постнеклассическая парадигма в исследовании индустрии культуры России: Новый тип рациональности и системы ценностей

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)


Анонс следующего номера

 

 

И.Э. Исакас

Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению Рождественской елки как символа Второго пришествия Христа. Восстановлен смысл и символика первых елочных украшений. На основе принципа связи каждого украшения со Вторым пришествием Христа построены логические цепочки от символа к тексту Библии, повествующем о Втором пришествии. При отыскании елки в тексте Библии использовался метод сравнения разных переводов Библии. Доказано, что происхождение Рождественской елки имеет только христианское происхождение и оно связанно с особенностями перевода Библии на латынь и немецкий язык.

Ключевые слова: Рождественская елка, Библия, Второе пришествие, елочные украшения, символ, яблоко, облатка, сахар, миндаль, орех, адвент, Страсбург.

 

Постановка вопроса о происхождении рождественской елки не нова. Александр Тилле [1]. В 1888 году в статье «Сколько лет рождественской елке и где ее родина?» писал: «Является ли рождественская елка христианским обычаем, возникшим в эпоху Реформации, в эпоху, когда повсюду возродилась живая религиозная жизнь, или она, древний символ великого солнца и небесного дерева, восходит к серым языческим временам? Это загадочный вопрос, на который мы до сих пор не можем дать ответа сегодня, когда материал все еще существует лишь отрывочно во всех отношениях» [2, с. 833].

Каждый год где-то появляется утверждение, что рождественская елка на самом деле имеет не христианское, а языческое происхождение. «Елка – не христианское изобретение, в Библии об этом ничего не говорится» [3]. «Но рождественская елка, которая знакома нам сегодня, вероятно, берет свое начало в языческих традициях» [4]. Ученые и журналисты вторят им. «История превращения ели в рождественское дерево до сих пор точно не восстановлена» [5, с. 32].  «Ее происхождение, ее история, смысл и символика до сих пор во многом остаются неизученными» [5, с. 6]. «Рождественское дерево появилось как-то вдруг. Словно ниоткуда» [6]. Давид Бертайна придерживается мнения, что «традиция рождественской елки, скорее всего, развилась из сочетания средневековых литургических традиций и покровительства гильдий местным сообществам, которые со временем трансформировались в частную практику, начиная с XVI века» [7, с. 266].

Что имеем в итоге? Рождественская елка – чуждый христианству объект. Она никак не связана ни с рождением, ни с жизнью, ни со смертью, ни с воскрешением Христа. О ней ничего не говорится ни в Ветхом, ни в Новом Заветах. Однако она есть как факт и есть упоминания в немецких архивах о ее украшениях.

«В науке точка зрения исследователя детерминируется научной теорией. Из бесконечного многообразия фактов и аспектов выбираются лишь те, которые интересны для исследователя, поскольку они связаны с некоей научной теорией, которую он более или менее ясно представляет себе заранее» [8, т. 2, с. 299].

Для ответа на вопрос Тилле выдвинем гипотезу и принцип, который положим в основание гипотезы. Гипотеза – Рождественская елка является символом Второго пришествия Христа. Принцип – сама елка и каждая игрушка связана со Вторым приходом Христа или указывает на него. Все обоснование гипотезы основано только на текстах из Библии. Метод – выстраивание логических цепочек от символа к тексту Библии, повествующем о Втором пришествии Христа. При отыскании слова «елка» используется метод сравнения контекстов Библии на разных языках.

Католический Адвент – «период церковного года, непосредственно предшествующий празднику Рождества Христова (рождения Иисуса Христа). Это время духовной подготовки Церкви ко Второму пришествию во славе Иисуса Христа, когда Он будет судить живых и мертвых. Молитвы и чтения из Св. Писания в Адвент посвящены, гл. обр., этим двум темам» [9].

О Втором пришествии Иисуса Христа есть множество пророчеств в Новом Завете [10]. Иисус Христос также неоднократно говорил о своем Втором пришествии на землю (Мф [11] 16:27 [12]; Мф 24:27; Мф 25:31; Мк 8:38; Лк 12:40), о нем повествуют и апостолы (1Ин 2:28; 1Кор 4:5; 1Фес 5:2-6). Это положение является фундаментальным для христианства и потому оно было общим убеждением Церкви во все времена, вошло почти во все древние символы веры.  Поскольку время Второго пришествия Христа не определено (Мф 24:36; Деян 1:6-7; 2Пет 3:10), то «применение символа оказывается единственно возможным способом разрешения ситуации неопределенности, ситуации, в которой субъект не знает адекватного способа действия, либо не может по каким-то причинам актуализировать его» [13, c. 56].   

Известно несколько описаний украшений елки. Александр Тилле, ссылаясь рукопись “Некоторые памятные наблюдения из Страсбурга”, сообщает, что “На Рождество в гостиных Страсбурга устанавливают елки и вешают на них розы, вырезанные из разноцветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сахар и т.д.” (“Auff Weihenachten richtett man Dannenbäum zu Straszburg in den Stuben auff daran hencket man roszen ausz vielfarbigem papier geschnitten, Aepfel, Oblaten, Zischgolt [dünne, geformte Flitterplättchen aus Metall], Zucker etc.”) [14].
Немецкий фольклорист Ингеборг Вебер-Келлер нашла в Бременской хронике 1570 года описание хвойного дерева, украшенного яблоками, орехами, финиками и бумажными цветами [15].      

Для удобства рассмотрения сгруппируем игрушки: яблоко и облатка, сахар и пряники, цветы и орехи, канитель (Zichgolt), финики.

Яблоко и облатка. Елка наряжается в Сочельник, в который вспоминают прародителей Адама и Еву (24 декабря в католическом календаре день памяти Адама и Евы). Яблоко, как символ Адама, использовался в полулитургической драме «Действо об Адаме», написанной в конце XII века на старофранцузском языке. Своим происхождением символ обязан латинскому слову «malum». Если «a̅» долгое, то имеет значение «яблоко», если «ă» краткое – то «зло». Адам нарушил заповедь Господа и съел плод от древа познания. «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим.5:12).  Облатка, по латыни «oblatio» приношение. Христос принес себя в жертву и снял Своей кровью с рода людского проклятие первородного греха Адама. Христос – как новый (novissimus) Адам представлен в Посланиях Апостола Павла (Рим 5. 12-21; 1 Кор 15. 21-22, 45-49). Указание символов «яблоко» и «облатка» (Адам и Христос) на Второе пришествие (воскресение мертвых) содержится в Первом Послании к Коринфянам апостола Павла (1 Кор 15. 42-45):

15:42 Так и при воскресении мертвых (сеется в тлении – восстает в Нетлении,
15:43 сеется в уничижении – восстает в Славе; сеется в немощи – восстает в Силе,
15:44 сеется тело душевное – восстает Тело Духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
15:45 (так и написано: «Первый Человек Адам стал душою живущею!» – а Последний Адам есть Дух Животворящий!)

Имеем следующую символическую цепочку: «яблоко» и «облатка» -> Адам и Христос -> Христос во Славе.

Сахар и пряники. Слова «сахар» в Библии нет. У Страбона [16] есть косвенное упоминание о сахаре: «Он говорит о тростнике, который дает мед, хотя и без пчел» [17]. Плиний Старший [18] в труде «Естественная история» описывает сахар подробнее: «XVII. Сахар дает и Аравия, но более ценимый – Индия. Это мед, собравшийся в тростнике, белый наподобие камеди, ломающийся зубами, величиной самое большее с абелльский орех, только для лечебного применения» [19].  Сведения о сахарном тростнике, тростниковом сахаре и его использовании в Германии в XV веке содержатся у Эдуарда Шэра [20, с. 16, с. 22]. Значит, сахар – это белый мед. Вот слово «мед» в Библии есть. Исход, глава 16, стих 31-33:

16:31 И нарек Дом Израилев хлебу тому имя «Манна» (она была, как кориандровое семя, белая; вкусом же – как лепешка с медом);
16:32 И сказал Моисей: «Вот, что повелел Господь: «Наполните Манною гомор для хранения в роды ваши, дабы видели хлеб, которым Я питал вас в Пустыне, когда вывел вас из Земли Египетской»;
16:33 и сказал Моисей Аарону: «Возьми один сосуд золотой, и положи в него полный гомор Манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши.

Итак, манна – это хлеб, она белая и имеет вкус лепешки с медом.

Рассмотрим пряник. «Первый реальный письменный документ, упоминающий некие медовые лепешки, датирован 350 годом до н. э. Разумеется, изначально это были простейшие изделия из муки, меда и воды… Неизменно лишь одно: пряники считались угощением праздничным, готовили его по особым случаям, т.е. на свадьбу, крестины, Пасху, Рождество» [21]. Медовые лепешки впервые в истории известны под названием «лебкухен» (сегодня это немецкие рождественские пряники), которые в известной нам сегодня форме первоначально были изобретены в Бельгии в городе Динан.

«ПРЯНИКИ. Кондитерские изделия, главными составными частями которых являются мука и мед (патока, сахар). Пряники — национальное лакомство многих европейских народов – русских, литовцев, эстонцев, немцев, поляков, шотландцев. Вначале пряники делали только из муки и меда с прибавлением в некоторых случаях к тесту яиц, а с появлением заквасок, виннокаменной соли, соды и пекарских порошков количество компонентов увеличилось. Расцвет производства пряников приходится на средневековье (XIV–XVII вв.). В отдельных странах ими занимались цеха, обосновавшиеся, как правило, в определенных городах. И не случайно эти кондитерские изделия, изготовленные в разных местах, существенно отличались друг от друга. Так, в Западной Европе самыми известными были немецкие нюрнбергские пряники» [22].

Манна упоминается и в Новом Завете: Ин 6:31, Ин 6:39, Ин 6:58, Евр 9:4, Откр 2:17. Рассмотрим Ин 6:30-39:

«6:30 на это сказали Ему: «Какое же Ты дашь Знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что́ Ты делаешь?
6:31 Отцы наши ели Манну в Пустыне, как написано: Хлеб с Неба дал им есть! [Пс 77:24]»
6:32 Иисус же сказал им: «Истинно, истинно говорю вам - не Моисей дал вам Члеб с Неба, а Отец Мой дает вам Истинный Хлеб с Небес,
6:33 ибо Хлеб Божий есть Тот, Который сходит с Небес и дает Жизнь Миру»;
6:34 на это сказали Ему: «Господи! Подавай нам всегда такой Хлеб!»
6:35 Иисус же сказал им: «Я есмь Хлеб Жизни! Приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда!».
6:36 Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.
6:37 Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон,
6:38 ибо Я сошел с Небес не для того, чтобы творить волю Мою, но Волю Пославшего Меня Отца;
6:39 Воля же Пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в Последний день».

Имеем следующую символическую цепочку: сахар или пряник – манна – хлеб с неба – Христос (Я есмь хлеб жизни) – воскрешение в последний день (Второе пришествие). То есть елочные игрушки «сахар» и «пряник» символически указывают на Второе пришествие Христа.

Цветы и орехи. Связь розы и Христа в Библии отсутствует, поэтому на елке другой цветок – цветок миндаля, очень похожий на розу. Сравним описание цветка миндаля и шиповника – дикой розы.  «Миндаль – «Цветки от белого до бледно-розового цвета, 3-5 см (1-2 дюйма) в диаметре, с пятью лепестками, образуются поодиночке или парами и появляются ранней весной перед распусканием листьев» [23].  Шиповник (Rosa canina) – «Венчик 4-6 см в диам., бледно-розовый, при отцветании хорошо заметно яркое розовое пятно в основании лепестка, редко белый» [24].

Очень много схожего: размер, пять лепестков, цвет от белого до бледно-розового.
 
А вот орех присутствует как миндальный орех, причем при выборе Аарона первосвященником:

«Чис 17:8 на другой день вошел Моисей и Аарон в Скинию Откровения – и вот, Жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел (пустил почки, дал цвет и принес миндали)».
Манна и жезл Аарона, как священные реликвии, были положены перед Ковчегом Завета:
«Ис 16:33 и сказал Моисей Аарону: «Возьми один сосуд золотой, и положи в него полный гомор Манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши».
«Чис 17:10 и сказал Господь Моисею: «Положи опять Жезл Ааронов пред Ковчегом Откровения на сохранение, в Знамение для непокорных, чтобы прекратился ропот их на Меня, и они не умирали».

В Евангелии первосвященником является Христос. В Послании к евреям апостол Павел пишет:

«9:11 Но Христос, Первосвященник Будущих Благ, придя с большею и совершеннейшею Скиниею, Нерукотворенною (то есть не такового устроения)».

Более того, имеем сравнение с Ароном Евр 5:1-10:

«5:1 Ибо всякий Первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на Служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,
5:2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим (потому что и сам обложен немощью),
5:3 и посему он должен как за Народ, так и за себя приносить жертвы о грехах;
5:4 и никто сам собою не приемлет этой чести – но призываемый Богом (как и Аарон).
5:5 Так и Христос не Сам Себе присвоил Славу быть Первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: «Ты – Сын Мой, Я ныне родил Тебя! [Пс 2:7]»
5:6 (как и в другом месте говорит: «Ты – Священник вовек по чину Мелхиседека!» [Пс 109:4].
5:7 Он, во дни Плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое Благоговение
5:8 (хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию,
5:9 и, совершившись, сделался для всех, послушных Ему, Виновником Спасения Вечного,
5:10 быв наречен от Бога «Первосвященником по Чину Мелхиседека»).

Имеем следующую символическую цепочку: цветы и орехи –> миндаль –> жезл Аарона –> Первосвященник –> Христос (Первосвященник будущих благ).

Канитель (Zichgolt). Канитель  (обычно золотая или серебряная) нить, используемая для вышивания или для украшения. Елочная канитель – это «дождик». Раньше нарезали длинные нити, завязывали один конец и вешали на макушку. Потом распределяли равномерно от макушки вниз.

«Более определенные и документально засвидетельствованные данные о лионской промышленности относятся к эпохе короля Людовика XI, который издал 23 ноября 1466 года в Орлеане декрет об учреждении Королевской шелковой фабрики в Лионе. Правда новое предприятие было обложено тяжелым налогом, но все же для поселяющихся в городе с целью выделки золотых, шелковых и тому подобных тканей декрет 1466 г. давал всевозможные льготы и способствовал прибытию в город иностранцев» [25].

Вероятно, из Орлеана, канитель попадает в Страсбург.

Zichgolt – шипящая, шуршащая золотая лента. Она символизировала свет от Христа. Сам Христос говорит о себе:

«Ин 8:12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: «Я – Свет миру! Кто последует за Мною, – тот не будет ходить во Тьме, но будет иметь Свет Жизни!».
«Ин 9:5 Доколе Я в мире, Я – свет миру!»
«Ин 12:35  тогда Иисус сказал им: «Еще на малое время Свет есть с вами – ходите, пока есть Свет, чтобы не объяла вас Тьма; а ходящий во Тьме не знает, куда идет!
Ин 12:36  Доколе Свет с вами – веруйте в Свет, да будете Сынами Света!»; сказав это, Иисус отошел и скрылся от них».
«Ин 12:46  Я, Свет, пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во Тьме».

Второе пришествие. Евангелие от Матфея повествует о свете Второго пришествия:

«Мф 24:27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, – так будет Пришествие Сына Человеческого».

Имеем цепочку: Канитель (Zichgolt) – свет с неба от Второго пришествия Христа.

Финик.  «Финика» в Библии нет, но есть финиковая пальма или просто пальма:

«Пс.91:13 Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане».

В первом пришествием Христа, пальмовыми ветвями его приветствовали:
«Ин 12:12 На другой день множество народа, пришедшего на Праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,
12:13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев!».

Во Втором пришествии Христа, пальмовыми ветвями его будут приветствовать:

«Окр 7:9 После сего взглянул я – и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен, и колен, и народов, и языков, стояло пред Престолом и пред Агнцем в Белых Одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих;
7:10 и восклицали громким голосом, говоря: «Спасение Богу нашему, Сидящему на Престоле, и Агнцу!»

Итак, имеем следующую символическую цепочку: финик – ветви финиковой пальмы – символ победы духа над плотью – Второе пришествие, видение искупленных.

Елка. А есть ли «елка» в Библии? Смотря в какой: в Септуагинте [26] ее нет (καὶ ἡ δόξα τοῦ Λιβάνου προ¬̀ς σὲ ἥξει ἐν κυπαρίσ¬σῳ καὶ πεύ¬κῃ καὶ κέδρῳ ἅμα δοξάσαι τὸν τόπον τὸν ἅγιόν μου – и слава Ливана к тебе придет в кипарисе и сосне и в кедре вместе, прославить место святое Мое), в Острожской Библии [27] тоже, а вот в Вульгате [28] она есть у Пророка Исайи:

Latin Vulgate Bible Prophecy of Isaias (Isaiah) Chapter 60:13
60:13 Gloria Libani ad te veniet, abies, et buxus, et pinus simul ad ornandum locum sanctificationis meae; et locum pedum meorum glorificabo.
Abies – ель. Buxus – самшит. Pinus – сосна, пихта.
60:30 Слава Ливана придет к тебе, ель и самшит и вместе сосна, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих.
Есть она и в первой печатной на немецком языке Библии Ментелина [29] 1466 г.:
«die tann und buche und keinbaum».

Есть она и в Библии Лютера 1534 г.:
«Die Herrlichkeit des Libanon soll an dich kommen, Tannen, Buchen und Buchsbaum miteinander, zu schmücken den Ort meines Heiligtums; denn ich will die Stätte meiner Füße herrlich machen».
die tann, Tannen – ели, пихты.

Зачем нужны эти хвойные деревья? Для украшения, «чтобы украсить место святилища Моего», для прославления подножия ног. Место святилища – это храм, церковь. Первые Библии и Гутенберга [30], и Ментелина были отпечатаны в Страсбурге. Мельхиор Хоффман [31] считал, что Христос вернется в 1533 году и Страсбург должен был стать новым Иерусалимом. Достоверно известно, что при Мартине Буцере [32] на Рождество 1539 года елка с украшениями была поставлена в Страсбургском соборе.

Второе пришествие, Христос идет по небу.

«Мк 13:26 Тогда увидят Сына Человеческого, Грядущего на Облаках с Силою Многою и Славою».
«Лк 21:27 и тогда увидят Сына Человеческого, Грядущего на Облаке с Силою и Славою Великою».
«Откр. 1:7 Се, грядет с Облаками, и узрит Его всякое око (и те, которые пронзили Его), и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь!»

Ожидаем Второе пришествие Христа украшением его подножия – нарядной елкой.

Подведем итоги. Рождественская елка является христианским обычаем, возникшим в эпоху Реформации в Эльзасе. Для построения гипотезы – «елка – символ Второго пришествия Христа», а также прояснения смысла символики украшений, не требуется привлечения никакого материала, кроме текста Библии (solo scriptura). Сама «елка» появляется в результате латинского перевода Библии. В Септуагинте ее – нет. Причиной ее появления явились первые печатные Библии на латинском и немецком языках в Страсбурге, всплеск эсхатологических ожиданий (Падение Константинополя в 1453 году, Османское вторжение в Италию 1480–1481 годов, скандальное правление папы Иннокентия VIII 1484–1492гг., комета 1527 года, астрологический «Прогноз» Эльзасского отшельника Иоанна Лихтенбергера 1488 года) и Реформация.  

Адвент. «Духовный смысл адвента двояк. Во-первых, это период подготовки к празднованию Рождества, «время радостного ожидания»; во-вторых, церковь в этот период особым образом побуждает верующих размышлять на тему грядущего Второго пришествия Христа». Поэтому имеем два символа: «Рождественский вертеп» и «Рождественскую елку». Идеи и понимание символики украшения елки были доступны узкому кругу грамотных и богатых светских людей – купцов, поэтому она и появляется в гильдиях. Елка – это плод их размышлений о грядущем. Последующие события приводят ее в протестантские церкви и дома горожан. Аргументация забывается, и елка становится рождественской, съедобным деревом, которую можно «ободрать» молодому поколению.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Франц Александр Ти́лле (нем. Franz Alexander Tille; 30 марта 1866, Лауэнштайн, Альтенберг-16 декабря 1912, Саарбрюккен, Королевство Пруссия) – немецкий германист, философ и функционер экономических объединений.
[2] Tille Alexander. Wie alt ist der Weihnachtsbaum und wo ist seine Heimath? Die Gartenlaube, 1888, Heft 49, S. 831–834.
[3] [Электронный ресурс]. URL: https://www.ndr.de/kirche/Das-Kirchenlexikon-Tradition-des-Weihnachtsbaums,christbaum104.html  «Wie der Weihnachtsbaum in die heimische Stube kam».
[4] [Электронный ресурс]. URL: https://www.ndr.de/geschichte/chronologie/Wie-die-Tanne-zum-Weihnachtsbaum-wurde,weihnachtsbaum18.html
[5] Душечкина Е.В. Русская елка. История, мифология, литература. СПб.: Норинт, 2002. С. 414.
[6] Бруннер Б. История рождественской елки. М., 2017. С.11.
[7] The Oxford Handbook of Christmas. 2020. 656 p.
[8] Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 2. С. 299.
[9] Теологический энциклопедический словарь / Под ред. Уолтера Элвелла. М.: Ассоциация «Духов. Возрождение», 2003. 1467 с.
[10] Католическая энциклопедия. Второе пришествие ИИСУСА ХРИСТА М., 2002. Т. 1. С. 1906.
[11] Мф, Мк, Лк, Ин – Евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна.
[12] Цитирование Библии производится по: Библия. Юбилейное издание. Санкт-Петербург, 2000. 1206 с.
[13] Веракса А.Н. Символ и знак: диалектика символического познания // Вопросы философии 2016. № 1. С.51.
[14] Alexander Tille. Noch einmal auf den Spuren des Weihnachtsbaums. Die Gartenlaube, 1889, Heft 51, S. 867–870.
[15] Weber-Kellermann, Ingeborg. Das Weihnachtsfest. Eine Kultur- und Sozialgeschichte der Weihnachtszeit. 1978.
[16] Страбон (ок. 64/63 годов до н. э. — ок. 23/24 годов н. э.) – античный историк и географ Римской Греции.
[17] Страбон. География XV книга. М.: «Ладомир», 1994. С. 694 (Индия, Ариана, Персия).
[18] Плиний Старший (между 22 и 24 годами н. э., Новый Ком — 24 или 25 августа 79 года н. э., Стабии)– древнеримский писатель-эрудит.
[19] Плиний Старший. Естественная история. Книга XII, фрагмент XVII [Электронный ресурс]. URL: http://annales.info/ant_lit/plinius/12.htm#047.
[20] Eduard Schär: Das Zuckerrohr seine Heimat. Kultur und Geschichte. Zürich, 1889. S. 14 und 22, Digitalisat.
[21] Life. Кругосветная история медового пряника. 16.12.2016 [Электронный ресурс]. URL: https://life.ru/
[22] Похлебкин В. Кулинарный словарь - М.: Издательство "Эксмо", 2015. С.301.
[23] Rushforth, Keith (1999). Collins wildlife trust guide trees: a photographic guide to the trees of Britain and Europe. London: Harper Collins.
[24] Флора Таджикской ССР, т.4, роголистниковые-розоцветные. Л.: Издательство «Наука», 1975. С. 456.
[25] Соболев Н.Н.  Очерки по истории украшения тканей. М.-Л., 1934. С. 283.
[26] Септуагинта является самым старым известным переводом Ветхого Завета на древнегреческий язык.
[27] Острожская Библия  первое полное издание Библии на церковнославянском языке
[28] Вульгата – латинский перевод Библии, основанный на трудах Иеронима Стридонского.
[29] Иоганн Ментелин (ок. 1410 года, Шлеттштадт (ныне Селеста) – 12 декабря 1478, Страсбург) – один из первых немецких книгопечатников, книготорговец. Напечатал первую Библию на немецком языке (так называемая Библия Ментелина, 1466).
[30] Иога́нн Гу́тенберг (между 1397 и 1400, Майнц – 3 февраля 1468, Майнц) – немецкий первопечатник, первый типограф Европы.
[31] Мельхиор Хоффманн (ок. 1495, Швебиш-Халль – 1543, Страсбург) – один из лидеров анабаптистского движения в Нидерландах.
[32] Мартин Буцер (11 ноября 1491, Шлеттштадт – 1551, Кембридж) – немецкий богослов и проповедник, глава Реформации в вольном имперском городе Страсбурге.

© И.Э. Исакас, 2024.

Статья поступила в редакцию 24 марта 2023 г.

Исакас Игорь Эдуардович,
независимый исследователь

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG