НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

А.Я. Флиер. Системная модель социальных функций культуры

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

В.М. Розин. Особенности и конституирование музыкальной реальности

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

И.В. Кондаков. Кот как культурный герой: от Кота в сапогах – до Кота Шрёдингера

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)

И.Э. Исакас. Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

ДУЭЛЬ

А.Я. Флиер. Неизбежна ли культура? (о границах социальной полезности культуры) (Философская антиутопия)

А.А. Пелипенко. Культура как неизбежность (о субъектном статусе культуры)


Анонс следующего номера

 

 

А.Я.Флиер

Социальный опыт человека и его
важная составляющая «вторая реальность»  

Аннотация: В статье рассматривается роль «второй реальности» в процессах выработки и трансляции социального опыта сообщества – мифологических и религиозных преставлений, народных верований, художественных образов и т.п. и их значимость в процессах усвоения этого опыта. Социальный опыт понимается как универсальное средство, помогающее людям осуществлять коллективное общежитие и деятельность. Постулируется, что во всех случаях трансляции социального опыта средствами «второй реальности» речь идет о научении человека различать «добро», несущее людям укрепление их социальной консолидации, и «зло», ведущее к ослаблению этой общности.

Ключевые слова: социальный опыт, культура, «вторая реальность», социальная консолидация, «добро и зло».

 

Человеческое сознание является хранилищем невероятного объема информации. С некоторой долей условности этот запас можно разделить на информацию о «первой реальности», непосредственно или с помощью каких-то инструментальных средств наблюдаемую совокупность реальных событий и явлений или таких, в достоверности которых сомневаться не приходится, и «вторую реальность», заведомо вымышленную (о чем хорошо знает пользователь) или вызывающую большие сомнения в своей достоверности.

В разные эпохи состав этой информации о «второй реальности» менялся. В первобытную эпоху объем рациональных знаний об окружающем мире у человека был скуден. И его сознание заполняли первобытные мифы о мироздании, о происхождении человека, многочисленные ритуалы и обряды и т.п. Такую картину рисуют научные исследования сознания первобытных народов [1]. В аграрную эпоху весь объем «второй реальности» в сознании человека занимала религия. Наиболее детально разработанными по числу сюжетов и коллизий, видимо, были ранние религии Ближнего Востока [2]. Античные и все последующие религии аграрной эпохи были менее детальны по коллизиям, но, как правило, отличались большим числом действующих лиц и творимых ими чудес. Пожалуй, в этот период «вторая реальность» сознания человека была, если не больше первой по объему, то, безусловно, наиболее авторитетной в социальной жизни обществ. С наступлением индустриальной эпохи влияние религии стало снижаться, но надежды ученых-просветителей на то, что место религий в сознании займут рациональные знания, не сбылись. Освободившееся место властно заняла художественная литература, т.е. такая же «вторая реальность», только иного происхождения. Затем к ней добавились образные системы живописи, театра, музыки, кино. Сознание людей индустриальной эпохи уже в существенной мере формировала художественная культура в разных своих видах, но преимущественно литература и кино [3]. «Книжные дети» (образ В. Высоцкого) – это как раз о людях и детях индустриальной эпохи. Сознание людей постиндустриальной эпохи находится еще в стадии формирования, но уже понятно, что здесь все возрастающую роль начинают играть личные субъективные комментарии к каким-то событиям (или информационным фейкам о них), даваемые многочисленными блогерами или выдающими себя за них пропагандистами [4].

Доля этой «второй реальности» в сознании человека еще никем не изучалась и не измерялась. Чисто умозрительно могу предположить, что она сопоставима с информацией о «первой реальности», т.е. с рациональными знаниями. Думаю, что эта «вторая реальность» занимает до 50% сознания человека, и во все эпохи было примерно то же самое. Это говорит о фундаментальной значимости обсуждаемого феномена.

Возникает вопрос о причинах такой большой распространенности «второй реальности» в сознании человека. Природа ничего не делает просто так. Ведь человек знает, что «вторая реальность» – это придуманные кем-то и для чего-то сказки, и не более того. Зачем ему нужны эти сказки, да еще в таких количествах? Разве для ориентации во времени и пространстве природной и социальной жизни человеку не достаточно его рациональных знаний?

Существует несколько версий ответа на этот вопрос. Одна из них заключается в гипотезе о том, что эта «вторая реальность» играет значительную психико-компенсаторную роль в общем психическом строе человека и способствует его психологической адаптации к реальности [5]. С этим трудно не согласиться, но неоправданным остается столь значительный объем этого «лекарства» (до 50% общего информационного содержания человеческого сознания). Представляется, что это объяснение, будучи верным по существу, остается лишь частичным и не основным.

Другая версия заключается в том, что наличие в сознании этой «второй реальности» способствует развитию у человека склонности к абстрактному мышлению [6]. И эта версия не вызывает возражений, но то же сомнение в оправданности такого объема «второй реальности» в сознании человека.

И, наконец, третья версия, гласящая о том, что эта «вторая реальность» является важнейшей составляющей комплекса социального опыта человека, передаваемого от поколения к поколению, фактически удваивая объем этого опыта в сравнении с реальным [7]. Эта версия объяснения представляется наиболее убедительной, поскольку в ней никакой объем этой «второй реальности» не будет чрезмерным.

Что же такое социальный опыт?

Социальный опыт – это важнейшая содержательная компонента культуры, представляющая собой знание об исторически селектированных и аккумулированных в общественном сознании людей формах осуществления любой социально значимой деятельности и взаимодействия. Формы, показавшие свою приемлемость не только с точки зрения непосредственной утилитарной эффективности, но и в поддержании требуемого в существующих условиях уровня социальной консолидированности сообщества и его функциональных сегментов и подсистем, устойчивости его организационных структур и эффективности процессов регуляции коллективной жизнедеятельности.

Это опыт существования людей в их реальной социальной жизни, который накапливается в процессе их совместной деятельности по удовлетворению их групповых и индивидуальных интересов и потребностей. В ходе взаимодействия происходит постоянная стихийная отбраковка тех форм (технологий и результатов) действий, поступков, коммуникативных актов, идейных и ценностных оснований и т.п., которые признаются вредными или потенциально опасными для желательного уровня социальной интегрированности коллектива, оказываются неприемлемыми по своей социальной цене и последствиям. Некоторые из этих нежелательных форм со временем попадают под институциональное табуирование (законодательные, религиозные и иные запреты, санкции и пр.), другие остаются осуждаемыми в рамках обычаев (морали, нравственности). Формы же, которые в краткосрочном и особенно долгосрочном плане показывают себя вполне приемлемыми с точки зрения поддержания, воспроизводства и даже повышения уровня социальной консолидированности членов сообщества, их толерантности, качества их взаимопонимания и взаимодействия, так же стихийно, а со временем и институционально, отбираются в качестве рекомендуемых [8]. Они аккумулируются и закрепляются в социальных нормах, эталонах, ценностях, правилах, законах и пр.

Таким образом, первая культурная функция социального опыта заключается в аккумулировании прямых (выраженных в императивных установлениях, ценностях, нормах) и опосредствованных (выраженных в предпочитаемых и допустимых технологиях и продуктах социально значимой деятельности) способов поддержания и обеспечения социальной интегрированности людей в более или менее устойчивых организационно-деятельностных формах. Следует отметить, что социальный опыт включает в себя прежде всего набор ценностных ориентаций, принятых в данном сообществе, что обеспечивает поддержание социальной солидарности людей. Важно также снятие, понижение или недопущение социально опасных напряжений, противоречий, конфликтов, преодоление агрессивных, эгоистических и иных социально безответственных проявлений человека, и одновременно – повышение взаимопонимания, толерантности, согласия, комплементарности, выработка общих оценочных критериев и конвенциональных интерпретаций и т.п. Эмпирически ни у одного народа невозможно выявить какие-либо ценностные установки, намеренно стимулирующие социальную деструкцию. С этой точки зрения, культура – это действительно совокупность позитивных, социально консолидирующих интенций человеческого существования, что неоднократно подчеркивалось многими мыслителями [9].

Вместе с тем, разнообразие природных и исторических условий и обстоятельств, в которых существуют разные сообщества (а двух сообществ с абсолютно идентичными историческими судьбами быть не может), ведет к формированию структурной и содержательной специфики всякого конкретно-исторического коллектива людей, что в свою очередь является одним из основных источников напряжений и конфликтов между различными сообществами и их членами. Известно, что существенная часть межэтнических, межконфессиональных и межгосударственных споров и столкновений была связана с несовпадением систем ценностных ориентаций, мировоззрений, представлений о добре и зле, справедливости, достоинстве, нравственности и т.п., т.е. локального социального опыта конфликтующих сообществ. Вместе с тем в силу единства физической и психической природы людей, их антропологических и социальных потребностей и интересов многие элементы социального опыта всех человеческих коллективов по существу совпадают, что и является основанием для взаимопонимания и взаимодействия между сообществами. Более того, всякий человеческий индивид помимо усвоенного им социального опыта общества проживания (т.е. его культуры) обладает и уникальным личностным социальным опытом, складывающимся в ходе его жизни и специфичным в соответствии с биографией данного человека. Поэтому процессы межличностного взаимодействия между людьми являются, в известном смысле, миниатюрными аналогами взаимодействий между сообществами и точно так же строятся на элементах сходства и различия их социального опыта. Так выявляется вторая важнейшая социокультурная функция социального опыта – аккумуляция локальных культурных черт и на уровне устойчивых социальных коллективов, и в личностной культурной специфике индивидов.

Третья культурная функция социального опыта – социальное воспроизводство сообществ – трансляция их культурных особенностей от поколения к поколению. В конечном счете, содержание наследуемых традиций, норм, ценностей, паттернов и т.п. и есть социальный опыт данного сообщества, передаваемый посредством технологий воспитания, образования, обрядово-ритуальной практики и иных форм социализации и инкультурации нового поколения, т.е. набор устоявшихся в сообществе допустимых и предпочитаемых форм и результатов деятельности, поведения, взаимодействия, критериев оценок, интерпретаций и пр. Сам по себе процесс социализации и инкультурации индивида представляет собой динамику усвоения им именно элементов социального опыта, в виде накопленных сообществом знаний об окружающем мире, принципов, умений и навыков коллективного общежития и социально значимой продуктивной деятельности, критериев самоопределения в сообществе и технологий социального взаимодействия, а также общественно признаваемой идеологии, верований, форм творческого самовыражения.

Таким образом, социальный опыт, если и не тождествен всей культуре сообщества во всем многообразии ее форм и артефактов, является ядром ее содержания, продуктом исторической селекции различных технологий удовлетворения человеческих интересов и потребностей, аккумулирующим наиболее приемлемые по социальной цене и последствиям способы осуществления коллективной жизнедеятельности людей, их социальной консолидации и регуляции, локализации культурной специфики способов и их социального воспроизводства [10].

Для заполнения потребного объема багажа социального опыта одних реальных событий социальной жизни людей явно недостаточно. И эта недостающая часть требуемого социального опыта заполняется разного рода феноменами «второй реальности», являющимися плодами человеческой  фантазии.

Продукцию интеллектуальной деятельности людей нередко называют также «культурными текстами», хотя, строго говоря, в качестве такого рода «текстов» при необходимости могут рассматриваться и «читаться» любые результаты и способы человеческой деятельности. Тем не менее, в процессе разделения труда в разное время выделился ряд областей деятельности, специальной целью которой стало производство именно «культурных текстов» в качестве заказываемых обществом или индивидуальным заказчиком продуктов (например, любые формы литературного, философского, публицистического, религиозного, законодательного и т.п. творчества). Одновременно не будем забывать, что далеко не каждый «культурный текст» является интеллектуальным шедевром, непременно порождающим какие-то новые смыслы и образы. Существенная часть подобных текстов, как правило, посвящена лишь сравнительно тривиальным комментариям к давно и хорошо известным смысловым конструкциям.

Хотя в мировой литературе существует множество справочников и тематических компендиумов, с разными целями систематизирующих наиболее распространенные и расхожие сюжеты и коллизии литературных произведений, философских трактатов и даже сакральных текстов мировой мифологии и религии; проштудировав ряд подобных изданий, ученые обнаружили именно то, что и искали и не сомневались в успехе подобного поиска. Абсолютное статистическое преобладание среди текстов любого функционального профиля имеют сюжеты и коллизии, излагающие, комментирующие или критикующие по существу один и тот же вопрос: нормы и правила межличностных отношений между героями рассматриваемых текстов (среди которых встречаются как рядовые люди, так и коронованные особы и даже духи и боги). И в «Ригведе», и в «Гамлете», и даже в «Уголовном кодексе Российской Федерации» исследуются главным образом правильные и неправильные акты поведения и взаимоотношений между теми или иными субъектами (людьми или богами), совершаемые в процессах межличностных (но всегда общественно детерминированных) отношений между ними, что в той или иной форме одобряется или осуждается авторами названых произведений. С таким же успехом мы можем проштудировать «Священное писание» (Иудея, XII в. до н.э. – II в. н.э.), «Конституцию США» (1787 г.) или «Эпос о Гильгамеше» (Месопотамия, III тыс. до н.э.) и обнаружить практически все то же самое. Предметом обсуждения главным образом будут взаимоотношения между теми или иными персонажами (или должностными лицами), которые будут оцениваться и типологизироваться как торжествующее в итоге «добро» и также в итоге наказуемое  «зло» [11].

Можно было бы предположить, что в текстах различного происхождения используются разные критерии оценки «добра» и «зла»? Оказывается, что и в этом вопросе создатели «культурных текстов» во всем мире являются фактическими единомышленниками. В конечном счете, «добром» называется поведение (или позиция человека), способствующее социальной консолидации между людьми, солидарности, повышению уровня взаимопонимания и взаимодействия, а «злом» – поведение или позиция, приносящие вред этому согласию, доверию и взаимопониманию. Разумеется, речь идет о предельной редукции, упрощении реальных сюжетных коллизий, где далеко не всегда «добро» очевидно, отличается от «зла» и т.п.

Таким образом, мы видим, что основной тематикой разнообразной интеллектуальной деятельности так или иначе является рефлексия все того же социального опыта, в каких-то случаях рассматриваемого в общественно значимых масштабах, в иных случаях – на уровне приватных отношений, но существо вопроса от этого не меняется. Было бы преувеличением утверждать, что вся интеллектуальная деятельность человечества напрямую посвящена обсуждению аксиологических аспектов межличностных и групповых взаимодействий (существует еще и естественнонаучное и технико-технологическое знание, активно обсуждаемое в специальной литературе), но нет сомнений и в том, что «генеральная линия» и основная социальная функция умственной (и чувственно-образной) сферы человеческой деятельности по упорядочиванию мира связана с решением задач познания и систематизации знаний о «внешнем мире» и технологиях его «переустройства», а также с выстраиванием иерархии норм межчеловеческих отношений.

Мы уже знаем, что социальный опыт весьма многообразен, амбивалентен, порождается массой различных факторов; требует значительных усилий по своей систематизации и селекции; воплощается в неисчислимой массе форм на самых неожиданных носителях (от устных преданий и нравственных установлений до каменных стел со сводами законов и современных законодательных сводов). Во всем многообразии информационного поля человеческой жизни именно социальный опыт (напомню: имеется в виду совокупность «социальных конвенций» о допустимых и желательных порядках человеческих отношений – от приватных до общественных) является предметом наиболее тщательной и непрерывной интеллектуальной рефлексии как важнейшего средства социальной самоорганизации, самосохранения и социокультурного воспроизводства общества. Это как бы непрерывно действующая система общественного самоконтроля на предмет выявления спонтанно возникающих зон чрезмерного внутреннего напряжения, как в области социальных интересов, так и особенно в эмоциональной сфере человеческой психики.

Говоря о системе институтов интеллектуальной рефлексии социального опыта, нельзя не упомянуть и об искусстве.

Прежде всего, это роль искусства, отнесение которого к сфере собственно интеллектуальной или образно-рефлексивной деятельности достаточно спорно. Дело в том, что искусство включает в себя несколько видов, в которых рассматриваемая здесь функция выражена с разной степенью очевидности. Может быть, более всего эта функция характерна для музыки и поэзии, содержание которых подавляющим образом связано с осмыслением и прочувствованием эмоциональных проблем лирических, эротических и иных интимных отношений между людьми.

Театр и кино являются по существу инсценировками литературных сюжетов (драм, романов) и с точки зрения интересующей нас функции исследования общественных нравов и приведения эталонных образцов социально приемлемого или неприемлемого поведения примерно эквивалентны художественной литературе. Показательно, что именно кино и особенно фильмы, демонстрируемые по телевидению (как тексты, технически «доставляемые на дом»), являются основными конкурентами художественной литературы в печатном исполнении, поскольку занимают ту же нишу в области художественных интересов рядового потребителя.

Пожалуй, наиболее выражено эта социально-пропагандистская функция всегда была развита в архитектуре. Если в начале XIX века Ф. Шуберт по число эстетическим показателям назвал зодчество «застывшей музыкой», то сегодня, будучи гораздо более эрудированными в рассматриваемых функциях архитектуры, мы можем смело назвать зодчество «идеологией, запечатленной в камне». И действительно, мифы о том, что какой-то архитектор воплотил свои собственные идейно-эстетические установки в таком-то произведении, уже давно не убеждают специалистов. Достаточно представить себе, сколько стоит это архитектурное произведение, кто за него платил и кто заказывал идейно-символические параметры этого дорогостоящего предприятия, чтобы не оставалось никаких сомнений в том, что это был, как минимум, не сам зодчий, никогда не располагавший соответствующими суммами. Другое дело, что, воплощая параметры заказа богатого заказчика, зодчий мог частично убедить его в достоинствах предлагаемого им художественного решения, а заодно и реализовать некоторые собственные идейно-эстетические или конструктивные замыслы и т.п. Тем не менее, именно в архитектурных сооружениях существующий в данном обществе социальный порядок оказывался символически отображен с наибольшей наглядностью. Иногда предметом отображения становился не реальный порядок и доминирующий культурный стиль, а его рекомендуемый образец (например, Версаль на ранней стадии строительства, петровский Санкт-Петербург, сталинско-хрущевская ВДНХ и т.п.).

Поскольку любое искусство всегда несет в себе и некоторые функции проектной утопии (в самом прекрасном смысле этого слова), то у нас есть все основания рассматривать искусство как один из важнейших источников культурных инноваций (или, по крайней мере, проектов перспективного развития) как в социальной сфере (литература и архитектура), так и в сфере эстетического оформления практического бытия (изобразительные искусства, дизайн). Разумеется, было бы некоторым упрощением видеть в искусстве исключительный источник эталонных образцов желаемой культуры (в серьезном искусстве присутствуют как образцы «добра», так в равной мере и образцы «зла»); но смысл подлинного искусства не столько в прославлении и осуждении очевидного, сколько в обнаружении критериев различения этих понятий, как правило, мимикрирующих друг под друга [12].

С теми или иными вариациями нечто подобное можно было бы сказать и о других областях интеллектуально-образного мироотражения: философии, социальной и гуманитарной науке, мифологии, религии, эзотерике и др. Конечно, каждой из них присуща своя выраженная специфика форм и средств выражения, методов познания и рефлексии, наборы других смыслов и задач, решаемых наряду с описанными здесь. Но это не снимает главного, объединяющего их принципа: все эти области знания (рационального или иррационального) связаны прежде всего с осмыслением опыта коллективного сосуществования людей, выстраиванием моделей такого сосуществования, наиболее соответствующего культуре каждого сообщества. Даже самые трансцендентальные образы религий и мистических учений, в конечном счете, более всего озабочены земными проблемами людей и тем, как им жить вместе.

Таким образом, одна из важнейших задач сферы интеллектуальных рефлексий в культуре (и в первую очередь содержание «второй реальности») связана с установлением критериев и признаков различения полезного и вредного социального опыта. Разумеется, с учетом условности всякой «пользы» и «вреда» с точки зрения культурно-ценностных оснований всякой конкретно-исторической социальной практики.

«Вторая реальность» в социальном опыте лишь дополняет «первую» и усиливает ее воспитательный эффект.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Malinowski, Bronisław Kasper. The Dynamics of Change. An Inquiry into Race Relations in Africa. New Haven and London: ed. by Phyllis M. Kaberry, 1945 (Малиновский Б. Динамика культурных изменений. Исследование расовых отношений в Африке // Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры. М.: РОСПЭН, 2004. 464 с.).
[2] Frankfort, Henri, Frankfort, Henrichte A., Wilson, John A., Jacobsen, Thorkild. Before Philosophy. The Intellectual Adventure of Ancient Man. Baltimore: Penguin Books, 1946 (Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. М.: Прогресс, 1984. 246 с.).
[3] Braudel, Fernand. Civlisation matérielle, économie et capitalisme, XV-e-XVIII-e siècle. Tome 1. Les structures du quotidian: le possible et l’impossible. Paris: Armand Colin 1967 (Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. Т. 1. Структуры обмена: возможное и невозможное. М.: Прогресс, 1986. 622 с.).
[4] Castells, Manuel. The Internet Galaxy: Reflections on the Internet, Business, and Society. N.Y.: Oxford University Press Inc., 2001 (Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 328 с.).
[5] Pinker Steven. The Blank Slate: The Modern Denial of Human Nature. London: Published by Penguin Books, 2002 (Пинкер C. Чистый лист. Природа человека. Кто и почему отказывается признавать её сегодня. М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. 608 с.).
[6] Ibid.
[7] Флиер А.Я. Социальный опыт как основа функционирования и исторического воспроизводства сообществ. 2002. № 1. С. 156-182.
[8] См. об этом: Флиер А.Я. Философские пролегомены к Нормативной теории культуры исторического воспроизводства культуры // Общественные науки и современность [Электронный ресурс] // Культура культуры. 2019. № 1. URL: http://cult-cult.ru/the-philosophical-prolegomena-to-a-normative-theory-of-culture/ (Дата обращения: 19.06.2021).
[9] См., например: Шохин В.К. Античное понятие культуры и протокультурфилософия: специфика и компаративные параллели // Вопросы философии. 2011. № 3. С. 51-61.
[10] Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978. 311 с.; Флиер А.Я. Добро и зло в культурно-историческом понимании [Электронный ресурс] // Информационный портал Знание. Понимание. Умение. 2015. № 3. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2015/3/Flier_Good-Evil/ (Дата обращения: 21.07.2020).
[11] Флиер А.Я. Очерки теории исторической динамики культуры. М.: Согласие, 2014. 528 с.
[12] Флиер А.Я. Культура как репрессия. М.: Диаграмма, 2006. 320 с.

© Флиер А.Я., 2024

Статья поступила в редакцию 5 марта 2023 г.

Флиер Андрей Яковлевич,
доктор философских наук, профессор,
главный научный сотрудник
Российского НИИ культурного
и природного наследия им Д.С. Лихачева,
профессор  Московского государственного
лингвистического университета.
e-mail: andrey.flier@yandex.ru

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG