НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

А.Я. Флиер. Системная модель социальных функций культуры

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

В.М. Розин. Особенности и конституирование музыкальной реальности

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

И.В. Кондаков. Кот как культурный герой: от Кота в сапогах – до Кота Шрёдингера

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)

И.Э. Исакас. Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

ДУЭЛЬ

А.Я. Флиер. Неизбежна ли культура? (о границах социальной полезности культуры) (Философская антиутопия)

А.А. Пелипенко. Культура как неизбежность (о субъектном статусе культуры)


Анонс следующего номера

 

 

А.Н. Ковалев

Божественная пропорция в поисках эпохи Возрождения
(окончание)

Аннотация. Проанализирован графический источник 1533 года, однозначно говорящий, что в XVI веке в архитектуре готических храмов, если не использовали, то искали Божественную пропорцию. Выдвинута гипотеза, поддержанная примерами, что в позднее средневековье в архитектуре при триангуляции использовали равнобедренный треугольник с углом в 360 при вершине в качестве дополнительного к равностороннему. Показано, что Леонардо да Винчи в своих работах скорее применял угол в 360, чем Божественную пропорцию. Рассмотрен синтез герметических учений и поисков эпохи Возрождения во фреске Микеланджело «Сотворение Адама», где художником была использована Божественная пропорция.

Ключевые слова. Золотое сечение, эпоха Возрождения, триангуляция, готическая архитектура, живопись да Винчи, Витрувианский человек, «Сотворение Адама» Микеланджело.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Щетников А.И. Лука Пачоли и его трактат «О божественной пропорции», Приложение к репринтному изданию 1509 г. Матем. обр., 2007, выпуск 1(41). С. 36.
[2] Пачоли Лука. О божественной пропорции. Репринт изд. 1509. С приложением перевода А. И. Щетникова. М.: Фонд «Русский авангард», 2007.
[3] Щетников А И. Указ. соч.
[4] Волошинов А.В. Математика и искусство. М.: Просвещение, 2000. С. 238.
[5] Apian Petrus. Instrument Buch, Ingolstadt, 1533. P. 3. URL: http://www.fq.math.ca/Scanned/34-4/letter2.pdf.
[6] Ковалев А.Н. Гностические этюды, 2017, ISBN 978-5-4485-3536-9. URL: http://kovalevandrey.ihostfull.com/Books/Book_3.html.
[7] Странден Д. Герметизм. Его происхождение и основные учения (Сокровенная философия египтян). – СПб.: Издание А.И. Воронец, 1914. URL: http://psylib.org.ua/books/stran01/index.htm
[8] Рыбаков Б.А. Архитектурная математика древнерусских зодчих // Советская археология. 1957. № 1. С. 83-112.
[9] Шевелев И. Ш. Принцип пропорции. М.: Стройиздат, 1986. 200 с.
[10] Чернов А. Хроники изначального времени. СПб.: Вита Нова, 2006. 480 с.
[11] Щетников А.И. Указ. соч. С. 38.
[12] Витрувий Поллион Марк. Десять книг об архитектуре. М.: Едиториал УРСС, 2003.
[13] Дюрер А. Дневники, письма, трактаты, Л.-М.: Искусство, 1957. Т. 2. 254 с.
[14] Zeising A. Neue Lehre von den Proportionen des menschlichen Körpers. Leipzig: Rudolph Weigel, 1854. URL: http://books.google.am/books?id=k8g6AAAAcAAJ&pg=PA282&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false
[15] Волошинов А.В. Указ. соч. С. 238; Чернов А. Указ. соч.; Ковалев Ф.В. Золотое сечение в живописи / Ф. В. Ковалев. Киев, «Выща Школа», 1989. 147 с.
[16] Arundel MS 263, f.11r. URL: http://www.bl.uk/manuscripts/Viewer.aspx?ref=arundel_ms_263_f001r
[17] Волошинов А.В. Указ. соч.
[18] Arundel MS 263, f.219r. URL: http://www.bl.uk/manuscripts/Viewer.aspx?ref=arundel_ms_263_f001r
[19] Волошинов А.В. Указ. соч. С. 239.
[20] На основании имевшихся в распоряжении приближенных чертежей капеллы невозможно сделать однозначный вывод об отношении высота/основание используемого равнобедренного треугольника (3/2 или 37/24). Использование последнего варианта однозначно говорило бы о выборе угла при вершине в 360.
[21] Пачоли Лука. Ор. cit.
[22] В этом фрагменте вертикальная средняя линия построена по центру стола, который расположен немного правее центра росписи (стены).
[23] Meshberger, Frank Lynn. An Interpretation of Michelangelo’s Creation of Adam Based on Neuroanatomy/ JAMA. 10 October 1990. V. 264(14), p. 1837-1841.
[24] Herz-Fischler R., The Fibonacci Quarterly, Letter to the editor, V. 24, №4, 1986. p. 382. URL: http://www.fq.math.ca/Scanned/34-4/letter2.pdf


© Ковалев А.Н., 2019

Статья поступила в редакцию 16 мая 2019 г.

Ковалев Андрей Николаевич,
физик, независимый исследователь,
(Санкт-Петербург)
e-mail kovandr1803@gmail.com

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG