НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

А.Я. Флиер. Системная модель социальных функций культуры

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

В.М. Розин. Особенности и конституирование музыкальной реальности

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

И.В. Кондаков. Кот как культурный герой: от Кота в сапогах – до Кота Шрёдингера

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)

И.Э. Исакас. Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

ДУЭЛЬ

А.Я. Флиер. Неизбежна ли культура? (о границах социальной полезности культуры) (Философская антиутопия)

А.А. Пелипенко. Культура как неизбежность (о субъектном статусе культуры)


Анонс следующего номера

 

 

О.Н. Волкотрубова, А.Я. Флиер

Культура – это программа группового адаптивного поведения людей
Интервью

Мы публикуем интервью журналистки и редактора Ольги Волкотрубовой, взятое у известного отечественного культуролога, главного редактора журнала «Культура культуры» Андрея Флиера.

Аннотация. В интервью поднимаются проблемы социальной сущности культуры (с научных позиций самого А.Я. Флиера), особенностей современной культуры, места искусства в культуре, а также вопросы профессионального становления А.Я. Флиера как культуролога и влияния на него учителей, его гражданского и научного кредо, общих перспектив культурологической науки и образования.

Ключевые слова: культура, поведение, культурология, современность, искусство, учителя, мировоззрение, ученый, культурологическая наука и образование.
 

О.В. В гуманитарной сфере, сколько ученых, столько и объяснений того, что такое культура. А что такое культура на Ваш взгляд?

А.Ф. В культуре не следует видеть искусственную «вторую природу», созданную людьми в дополнение к естественной «первой природе». Культура – это и есть «первая природа», но на определенном этапе ее развития. Когда-то материя породила жизнь, потом жизнь породила разум, а разум породил культуру. Все развивается.

Но начнем сначала. Живая материя отличается от неживой тем, что, во-первых, растет; т.е. увеличивает размер и массу своих частей за счет клеточного деления. Во-вторых, размножается; т.е. воспроизводит себя в виде новых организмов, принципиально повторяющих родительский. И, в-третьих, адаптируется; т.е. приспосабливается к среде обитания. Адаптация бывает двух типов; фундаментальная и оперативная. Фундаментальная адаптация, в ходе которой меняются различные морфологические параметры организма, требует длительного времени. Например, увеличение длины клюва того или иного вида птиц занимает тысячи лет и требует смены тысяч поколений. Именно такую адаптацию описывал Ч. Дарвин в своей книге «Происхождение видов…» [1].

Оперативная адаптация заключается в изменении стереотипов поведения особи применительно к изменившимся условиям среды. Такая адаптация протекает быстро и обычно занимает не более нескольких месяцев. Наиболее показательным примером такой адаптации у животных служит цирковая дрессировка. Дрессировщик за короткий срок обучает животное совсем не характерным для него поведенческим актам (например, прыжкам сквозь «горящий» обруч), давая ему за это какое-то лакомство. Выраженной особенностью этой смены стереотипов поведения животных является жесткая индивидуальность такой адаптации. Другие животные могут наблюдать за дрессировкой своего сородича, но при этом они ничему не учатся. И само дрессированное животное ничему никого научить не может.

А вот для людей, напротив, характерно групповое усвоение адаптивных изменений поведения. У людей при смене внешних условий меняет стереотипы поведения сразу вся социальная группа, а в идеальном случае вся популяция. Такая программа группового адаптивного поведения у людей называется словом «культура».

Пока человек живет один на необитаемом острове, он не нуждается ни в какой культуре, поскольку ему не нужно ничего ни с кем согласовывать и искать способы коллективного выживания на этом острове. Но, как только на острове появляются другие люди, возникает ряд проблем. Во-первых, нужно выработать общий язык для обмена информацией с другими людьми. Во-вторых, нужно разработать приемы взаимодействия с другими для решения общих задач. В-третьих, нужно найти такие формы собственного поведения, которые не будут вызывать отторжения у других, подозрений в твоих дурных намерениях (это называется вежливостью, тактичностью, толерантностью). В-четвертых, нужно разработать способы трансляции своего социального опыта следующим поколениям (воспитание и обучение детей). В-пятых, желательно выработать общие с другими людьми интерпретации и взгляды на мироустройство, проблемы жизни и смерти, добра и зла и пр. Этот перечень можно продолжать до бесконечности, и все его составляющие так или иначе будут способствовать коллективному выживанию людей на этом острове, их согласию между собой. Это и есть культура.

Первым выделил этот аспект понимания культуры замечательный польский философ и писатель-фантаст Станислав Лем. В своей книге «Философия случая» он называл культуру «стратегией коллективного выживания» в среде [2]. Лем имел в виду выживание в прилагаемых природных и исторических условиях. Я же сосредоточил свои исследования на адаптации к социальным условиям, т.е. непосредственному социальному окружению человека. Совмещение взглядов Лема и моих позволило выработать «Нормативную теорию культуры» [3] как обобщающую сентенцию подобного подхода.

Таким образом, культура – это групповое адаптивное поведение людей, приспосабливающее их к природному, историческому и социальному контекстам их существования.

Разумеется, не следует понимать слово «адаптация» слишком прямолинейно. Культурная адаптация внешних условий, как правило, имеет опосредованный характер. Например, исторические условия, в которых живет общество, в большинстве случаев не могут быть адаптированы только культурой. Приспособление к ним – это сложный, многоплановый процесс. Но эти условия существенно влияют на характер социальных отношений в обществе, которые и являются основным предметом культурной адаптации.

Возникает вопрос о том, как вписывается в приведенное определение духовная культура, в частности, такой феномен, как художественное творчество. Это тоже адаптация? В каком-то смысле, да. Ведь адаптация включает в себя не только изменение стереотипов поведения одного поколения людей, но и передачу этого опыта потомкам. И вот здесь основными каналами передачи опыта, наряду с воспитанием и обучением, становятся искусство и религия. Так что и художественное творчество тоже задействовано в культурообразующей адаптации, но на этапе трансляции ее результатов.

Конечно, вся культура функционально не может быть сведена к одной лишь адаптации. Ее функции многочисленны и разнообразны. Но функции адаптации и социальной интеграции (объединение людей в сообщества на основе их групповой солидарности) представляются первичными по отношению к остальным.

О.В. А что такое современная культура? В чем ее отличительные особенности?

А.Ф. Современную культуру очень трудно охарактеризовать по каким-то особенным внешним формам. Как писал Ю. Тынянов о подпоручике Киже, он «арестант секретный и фигуры не имеет» [4]. Так же и современная культура. С одной стороны, в ней есть все, с другой стороны, по каким-либо внешним формам ее выделить невозможно. Поэтому я предпочитаю выделять ее по содержательной тенденции, которая в ней заложена.

В свое время я провел специальное исследование по вопросу о восприятии добра и зла в культурах разных эпох [5]. В первобытную эпоху наибольшим добром считалось соблюдение обычаев, злом – их нарушение; в аграрную эпоху наибольшим добром – каноничная сакральность, богоугодность каких-то действий, злом – ересь; в индустриальную считалось добром – продуктивная эффективность какой-либо практики, а наибольшим злом – посягательство на чужую собственность. Сейчас в постиндустриальную эпоху наибольшим добром считается обеспечение личной свободы человека (в том числе в его культурных самопроявлениях), злом – посягательство на его человеческое достоинство. Если обобщить все последние социальные конфликты в мире, то их основная причина будет заключаться в разной трактовке понятия «свобода». Современная культура – это культ свободы.

Мне часто приходится слышать, что современная культура – это постмодернизм. Я очень люблю постмодернизм, но думаю, что в реальности все сложнее. Постмодернизм возник как антимодернизм. Если модернизм/авангард в искусстве экспериментировал с формами произведений, не удаляясь от классических содержаний, то постмодернизм, напротив, экспериментирует с содержанием (смыслами), придерживаясь при этом традиционных, узнаваемых форм. Постмодернизм, по моему мнению, начался с сюрреализма в его живописных и поэтических формах еще в 20-х гг. ХХ века (С. Дали, Р. Магритт, Х. Миро, А. Бретон, П. Элюар, Л. Арагон и пр.) и в прозе (Д. Джойс, Ф. Кафка, Д. Хармс, М. Булгаков). Здесь ясно видны эксперименты со смысловым содержанием произведений. Во второй половине века постмодернизм проявился в основном в литературе (К. Воннегут, В. Аксенов, У. Эко, П. Зюскинд), кино (Л. Бунюэль, П. Гринуэй), драматургии (Э. Ионеску, С. Бекет, Т. Стоппард), но более всего в философии (Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар, Ч. Дженкс и др.). В  архитектуре признаки постмодернизма для меня не столь очевидны (если не считать постмодернизмом любую эклектику). Скорее это имитация архитектурой форм иных предметов (например, Театр Красной армии в форме звезды в Москве К. Алабяна и В. Симбирцева, небоскреб Мэри Экс в форме огурца в Лондоне Н. Форстера, башня «Эволюция» в форме спирали ДНК в Москве Ф. Никандрова и т.п.).

А вот в XXI в. постмодернизм никак себя не проявил. Возможно, что он уже исчерпал себя (как и художественный авангард 1-й половины ХХ века). Но он задал такую высокую планку свободы в интеллектуальном самопроявлении человека, что это и стало основным признаком современной культуры. Однако в любом случае постмодернизм представляется финальным аккордом культуры индустриальной эпохи, а не началом новой постиндустриальной культуры. В нем нет принципиально нового взгляда на мир.

В последнее десятилетие зародилась некая новая тенденция в культуре – метамодерн (метамодернизм), проявляющийся в основном в культурных интерпретациях [6]. На мой взгляд, в искусстве он пока ничего интересного не создал. А в метамодернистских интерпретациях заметен отказ от деления культуры на «высокую» и «низкую», равно благожелательное отношение к феноменам элитарной, народной и массовой культур, уважение к культурам всех народов (особенно архаичным), ироничность не столько по отношению к объектам интерпретации, сколько по отношению к самому субъекту интерпретирования и т.п. Т.е. метамодернизм предлагает интерпретировать культуру независимо от общепринятых критериев «хорошего» и «плохого», основываясь только на личных вкусовых предпочтениях интерпретатора. Является ли это новым шагом к свободе человека в культуре? Посмотрим…

И вся современная культура строится на размывании традиционных критериев «высокого» и «низкого», «хорошего» и «плохого», «правильного» и «неправильного». Грядет ли за этим отмена членения на «культурное» и «некультурное»? Мы пока не знаем…

О.В. Культура часто ассоциируется с одним только искусством. Вы с этим не согласны. Но как Вы можете объяснить такую контаминацию?

А.Ф. Действительно, сегодня культура ассоциируется преимущественно с литературой и искусством, потому что именно они являются основными каналами трансляции населению культурных ценностей, образцов «правильного» поведения в различных жизненных коллизиях. Это стало особенно заметным в Новое время с его масштабной урбанизацией, всеобщей грамотностью и т.п. Но так было не всегда. Например, в Средневековье, когда большинство населения было неграмотным и никакого доступа к искусству не имело, основным каналом трансляции культурных ценностей была религия. Именно приходской священник (или его аналоги в других религиях) был тогда телевизором и интернетом, библиотекой и музеем. От него узнавали все новости, и он же давал советы, как «правильно» себя вести. А еще раньше, в эпоху первобытности, таким каналом трансляции культурных ценностей было непосредственное участие человека в племенных обрядах и ритуалах. Сейчас же такими каналами являются литература и искусство.

Но век их доминирования в культуре уже кончается. Много лет занимаясь вузовским преподаванием, я однажды провел анкетирование своих студентов (культурологов!) и выяснил, что никто из них не читал шекспировского «Гамлета», зато все видели фильм «Гамлет» с Иннокентием Смоктуновским; никто не читал «Ромео и Джульетту», но все видели одноименный фильм с Леонардо ди Каприо и т.п. Во 2-й половине ХХ в. кинематограф жестко вытеснил художественную литературу и стал основным каналом трансляции культурных ценностей.

А в последние три десятилетия таким каналом становится интернет-блогерство. Культурные ценности стали обсуждаться и интерпретироваться не только профессионалами, но и любым желающим. Это создает совсем новую ситуацию в культурном пространстве. Думаю, что к середине нашего века культура уже будет ассоциироваться, видимо, не с литературой и искусством, а с кино и интернетом.

О.В. Как Вы пришли в культурологию? Кто были Ваши учителя? Кто повлиял на Ваше становление как ученого?

А.Ф. По образованию я историк. Я научился читать очень рано (в 5 лет), и первой книгой, попавшей мне в руки, была Большая советская энциклопедия, тот том, где была большая статья о декабристах. И мне так понравились картинки к ней, что я решил стать историком. Став старше, я влюбился в архитектуру. Всю историческую Москву я исходил пешком, обозревая ее архитектуру. И когда пришло время поступать в вуз, передо мной встала дилемма: куда? На исторический факультет или на архитектурный? Я поступил на исторический, но, получив диплом, пошел работать в НИИ теории и истории архитектуры.

Там я занимался любимым мною средневековьем, но институт получил задание от Госстроя создать многотомную Историю архитектуры народов СССР. Мне было поручено участвовать в работе над первым томом, посвященным зарождению строительной деятельности в первобытности (я же историк). Я очень увлекся этой проблемой, особенно явной однотипностью первых построек человека (навесов, шалашей) и строительной практики животных (гнезд, бобровых плотин и др.), но быстро понял, что нельзя постичь происхождение архитектуры, пока не освоишь происхождение культуры в целом. И мои исследования стали все больше и больше приобретать культурологический характер. Я стал специалистом по культуре первобытной эпохи и утверждал, что знаю всех питекантропов в лицо, а некоторых даже по имени-отчеству.

В 1993 г. я пришел в Российский институт культурологии к выдающемуся социологу культуры Эльне Александровне Орловой и стал ее аспирантом. Эльна Александровна не только стала моим профессиональным учителем, но и другом. Именно она развила во мне склонность к системному научному мышлению, и именно она заложила в мое научное сознание увлечение структурным функционализмом. Под ее влиянием системный анализ социальных функций культуры стал для меня основой всех моих исследований, хотя в разных случаях я пользовался и другими методологиями. Но я запомнил, что в любом культурном явлении нужно разглядеть прежде всего его функцию, т.е. социальные проблемы, которые решаются с его помощью. Орлова – дочь известного советского архитектора – сформировала во мне и привычку никогда не останавливаться на достигнутом, смело пересматривать свои прежние взгляды. Ученый должен непрерывно развиваться; это тоже одно из главных профессиональных качеств. Я продружил с Эльной Александровной много лет, до самой ее недавней смерти.

Когда я написал диссертацию о культурогенезе [7], Диссертационный совет присудил мне за нее ученую степень сразу доктора философских наук, минуя кандидатскую ступень (тогда это еще было можно).

Другим своим учителем я считаю социального психолога Акопа Погосовича Назаретяна. Акоп Погосович обратил мое внимание на то, что культура – это не только все самое хорошее в человеке, но и самое плохое, и что нельзя понять культуру, не изучая ее негативные, деструктивные стороны. И я много занимался изучением профессиональной культуры палачей, убийц, гробокопателей, хулиганов [8]. Культура не бывает плохой или хорошей; в ней есть лишь то, что актуально здесь и сейчас для данной социальной среды. Именно Акоп Погосович научил меня трактовать культуру не только как человеческую деятельность, но и в масштабе Универсальной истории, как этап эволюции материи во Вселенной. И это стало одним из ключевых моментов моей научной парадигмы.

И, наконец, своим третьим учителем я называю философа, психолога, религиоведа и науковеда Ольгу Ивановну Горяинову. Я никогда не считал Ольгу Ивановну своим учителем (мы и по возрасту были ровесниками), и только гораздо позже понял, как многому она меня научила (все-таки за ее спиной философский факультет МГУ). Ольга Ивановна очень помогала мне в работе над моими первыми книжками. И именно она вложила в мою голову понимание того, что за каждым культурным явлением стоит человек со своим мировоззрением, отношением к добру и злу, жизни и смерти, что культура – это живые люди со своими интересами и потребностями. Культуру нужно увидеть через человека, исполняющего культурные нормы. Это антропологическое понимание культуры также стало одной из основ моей научной работы.

Вообще, своими учителями я могу считать множество людей. Это и философы М.С. Каган, Н.С. Злобин, Н.Н. Моисеев, В.С. Стёпин и В.М. Межуев, культурологи Э.С. Маркарян, С.Н. Иконникова, И.М. Быховская, Н.Г. Полтавцева и Т.Ф. Кузнецова, социолог А.С. Ахиезер, этнограф Г.В. Старовойтова, искусствоведы К.Э. Разлогов и Н.Ю. Самойленко, архитектуроведы А.Л. Баталов, В.Л. Глазычев, А.И. Куркчи, И.Н. Хлебников и многие другие. Со многими учеными я был дружен и многому у них учился. К этому нужно прибавить тысячи прочитанных мной книг, а также мое историческое образование, заложившее в меня знание огромного массива фактов истории и культуры, что очень помогало мне в работе. Меня сформировала сама атмосфера 1990-х гг., ее отношение к науке, востребованность ярких, талантливых людей, смелых концептуалистов.

О.В. Каждый ученый в своих трудах опирается на определенное мировоззрение. Каково Ваше научное и гражданское кредо?

А.Ф. Да. Вы правы. В каждый свой текст ученый закладывает крупицу своего мировоззрения, своего научного и гражданского кредо. Вот суммировать и систематизировать эти крупицы сложно. Но я постараюсь.

Мое научное и гражданское мировоззрение держится на четырех основах (по аналогии с буддизмом я называю их «четыре благородные истины»). Это позитивизм, эволюционизм, атеизм и либерализм. Мой позитивизм в том, что я не верю ни в какие умозрительные «априории». Любая теория должна быть подтверждена историческим социальным опытом. Эволюционизм в том, что я являюсь убежденным дарвинистом и даже в некотором смысле марксистом (конечно, не в политическом, а в научно-познавательном аспекте). Атеизм в том, что я не верю ни во что сверхъестественное. Как ученый я испытываю интерес ко многим религиям (особенно к китайскому даосизму), но всегда занимаю по отношению к ним позицию стороннего наблюдателя. Либерализм заключается в том, что по политическим убеждениям я анархист, т.е. либерал в крайней степени и разделяю мечту о коммунизме как обществе, саморегулирующимся с помощью культуры, без всякого государства и его средств насилия.

Как анархист, я считаю государство устаревшей формой самоорганизации людей, оптимизированной под условия аграрной эпохи. Конечно, либеральная демократия Нового времени существенно модернизировала иерархическое государство аграрной эпохи. Но, я думаю, что представительская демократия тоже устарела. Уже давно пора придумать что-то более современное, эффективное, основанное на иных принципах. Чтобы разобраться в этом, необходимо четко различать: этатисты считают главной формой социальной организации государство, управляемое централизованной властью; либералы – общество, самоуправляющееся на основе единства культуры; а анархисты – ситуативное сотрудничество свободных личностей, регулируемое совпадением интересов.

Здесь необходима отсылка к Джону Локку – шотландскому теоретику либерализма XVII в., который полагал, что при сопоставлении общества с его горизонтальной структурой (сейчас бы сказали – сетевой), регулируемой культурой, и государства с его вертикальной иерархической структурой («вертикалью власти»), регулируемой идеологией и насилием, исторически более важно общество, а государство должно быть у него в служанках [9]. Я разделяю этот взгляд. Поэтому на всех выборах я голосую «против» и в своих научных работах отстаиваю типично либеральные установки.

Вместе с тем, я не считаю главной, универсальной бедой современности устаревшую государственность. У современного общества бед много; и у каждой своя причина. Неэффективная государственность только одна из них, но она наиболее актуальна для сегодняшней России.

Так или иначе, но фактически в каждой мой статье есть следы хотя бы одной из «четырех благородных истин». Отсюда и моя неприязнь к многочисленным теориям цивилизации, в корне несовместимым с позитивизмом и эволюционизмом.

О.В. Ну, а что же такое современный ученый? Чем культуролог отличается от любого другого ученого и каковы перспективы всей культурологической науки?

А.Ф. Ученый – это, прежде всего, систематизатор. Гениально проинтерпретировать что-либо может любой, а вот дать системную аргументацию своей точки зрения может только ученый. Нередко и все научное исследование сводится именно к систематизации всей информации о предмете исследования, а это уже позволяет увидеть и основные базовые основания функционирования или развития предмета или процесса. Научные открытия происходят тогда, когда в изучаемой системе явно недостает каких-то звеньев. Их начинают искать, находят, и это и есть открытие. Ученый обычно точно знает, что он ищет и где это следует искать (даже археологи). Наука вслепую не работает. Просто в любом предмете нужно увидеть его внутреннюю систему, выделить ее основные составляющие (системообразующие компоненты) и реконструировать их системное функционирование. В этом ученый похож на архитектора. Архитектура – это ведь тоже систематизация пространств.

Любой ученый стремится познать истину. Однако, согласно общей теории относительности А. Эйнштейна, истина – вещь относительная, и ее измеряемые параметры зависят от контекста, в котором происходит измерение [10]. Дважды два равняются четырем только в нашем трехмерном пространстве. А в пятимерном результат может быть совсем иным. Тем более это актуально для наук о культуре, где нет измерений, а есть только экспертные оценки. Естественно, что столь нечеткие науки о культуре (и культурология в частности) остаются совершенно невостребованными государством.

Культуролог отличается от иных ученых тем, что он не участвует в полевых исследованиях, не добывает нового фактического материала, а берет этот материал у других (историков, археологов и пр.) и подвергает его так называемому «вторичному анализу» со своих культурологических позиций. В этом он схож с философом. Но если научные результаты философского анализа, помимо вузовского преподавания, могут быть востребованы лишь для оформления какой-либо политической идеологии, то результаты культурологического анализа могут стать инструментом непосредственного управления социальным поведением людей.

Другое дело, что для этого власть должна понять, что культурная политика – это самая эффективная внутренняя политика, и лучше управлять поведением людей с помощью культуры (пряником), чем с помощью полиции (кнутом). В одной из ранних своих статей я писал, что, если власть не строит новые театры, ей придется строить новые тюрьмы [11]. Но для понимания этого страну должен возглавлять лидер, обладающий высокой гуманитарной культурой. Поскольку в обозримом будущем это маловероятно, то и до востребованности культурологической науки государством столь же далеко.

Так что плоды работы культурологов-ученых могут быть востребованы даже не завтра, а в лучшем случае послезавтра.

Впрочем, с культурологической наукой дела совсем плохи. Новых имен ярких теоретиков культуры практически не видно. Я боюсь, что фундаментальная наука о культуре в нашей стране может закончиться с уходом поколения, которому посчастливилось начинать культурологию в 1990-х гг. Останутся вузовские лекторы и ориентированные на практику прикладники. Но, что они будут делать без развития фундаментальной теории культуры, сказать трудно.

О.В. А Ваши ученики? Ведь под Вашим руководством было защищено много диссертаций. Среди учеников есть продолжатели Ваших идей?

А.Ф. Действительно, под моим руководством было защищено около 20 докторских и почти 30 кандидатских диссертаций. Но, увы… Почти никто из новоиспеченных докторов и кандидатов наук не стал пишущим исследователем. А те, что стали (например, известный питерский антрополог С.В. Лурье или московские культурологи А.В. Костина и И.В. Малыгина, смоленский культуролог Ю.А. Грибер и челябинский – Г.М. Казакова), не развивают моих идей, а занимаются собственными темами. Наверное, это нормально. Так что на Ваш вопрос мне ответить нечего. Учеников у меня много, а продолжателей нет. Впрочем, продолжатели появляются неожиданно и, как правило, не из среды учеников.

О.В. Многие Ваши коллеги называют Вас крупнейшим теоретиком культуры. А что Вы сами считаете важнейшим Вашим вкладом в теорию культуры?

А.Ф. Конечно, мое мнение на этот счет очень субъективно. Время все расставит по местам, определит, что важно, а что нет. Но сегодня я считаю своим важнейшим вкладом в науку о культуре такие сентенции, как:

• культура – это программа группового адаптивного поведения людей;

• культура – это не «альтернатива природе», а закономерный этап эволюции природы, высшая ступень усложнения сознания и поведения биологических существ, их функциональной организации;

• культурная адаптация является приспособлением не столько непосредственно к внешним природным и историческим условиям обитания общества, сколько к социальным отношениям между людьми, которые в свою очередь формируются под влиянием внешних условий;

• культура человека ведет свое происхождение от социального поведения животных, которое можно считать протокультурой в ее элементарных проявлениях;

• у животных есть и художественная культура, только воплощена она не в живописи и музыке, а в театре; игра у животного в принципе та же, что и у актера на сцене; это такая же имитация реальности, но не с эстетическими, а с репетиционными целями;

• культура обеспечивает коллективный характер деятельности и образа жизни людей, ее основная функция – социальная интеграция, это стратегия поведения человека по отношению к Другому;

• культура является сложной многоуровневой иерархической системой социальной символики (смыслов и значений человеческих слов и действий) и строится на выборе между добром и злом;

• культура – это модальность, присутствующая во всех отраслях деятельности людей, однако не производящая свой специфический продукт, а лишь нормы осуществления любой деятельности и способствующая взаимопониманию, как производителей, так и потребителей отраслевого продукта;

• если религия – это договор о смерти и посмертном существовании человека, то культура – это свод правил его поведения при жизни;

• культура постоянно развивается от простого к сложному, от простейшего коллективного труда к сверхсложному индивидуальному творчеству, от повторения старого к изобретению нового, от поклонения сакральному к его экстравагантной интерпретации;

• история культуры – это путь системы от состояния «неустойчивого равновесия» (со средой) к состоянию «устойчивого неравновесия»;

• своеобразные конкретно-исторические формы национального бытия, как правило, складываются случайно, а направленность тенденций развития культуры (художественные стили, устойчивые структуры языка и поведения) – закономерно, что определяется лишь ретроспективно;

• увеличение темпа социального развития общества ведет к понижению уровня локального своеобразия его культуры, а повышение уровня своеобразия культуры ведет к замедлению темпа социального развития общества;

• повышение уровня специализированности в деятельности населения ведет к большей интенсивности процессов культурной изменчивости, более активной культурной динамике общества в целом;

• культура – это спектакль лояльности человека по отношению к действующим социальным условиям, в котором он исполняет какие-то роли в рамках приватной или публичной культуры;

• культурная политика – это форма внедрения господствующей идеологии в массовое сознание;

• свобода – это удовлетворяющий общество баланс между индивидуальным и коллективным началами в культуре.

О.В. А что Вы можете сказать о культурологическом образовании?

А.Ф. Я на протяжении 17-ти лет возглавлял Высшую школу культурологии (ВШК) – факультет в составе Московского государственного университета культуры. Мы давали очень хорошее образование (это признают все). И что в результате? А то, что ни один выпускник ВШК не работает по специальности. Они прекрасно работают историками, искусствоведами, редакторами, администраторами. Но не культурологами. В России просто нет такой специальности.

Собственно культурологами работают лишь немногие исследователи культуры, а также те, кому удалось попасть на культурологические кафедры вузов и читать курс общеобразовательной культурологии. Но один этот курс, довольно маленький и поверхностный, не дает требуемой нагрузки, и преподавателям приходится брать на себя еще несколько других. Все это никак не стимулирует их самостоятельную научную активность. Заниматься наукой им просто некогда.

Зато выявилась другая очень важная вещь. Культурологическое образование – это великолепное второе высшее образование для специалиста-историка, социолога, филолога, искусствоведа. Мои бывшие выпускники рассказывали мне, что, став культурологами, они совершенно по-новому увидели мир, по-новому стали оценивать социальную реальность, добились значительных успехов в своей первой специальности. Их профессиональная конкурентоспособность резко возросла. Поэтому, пока государство не созреет к открытию специальности культуролога, культурологическое образование – лучшее второе образование для личностного саморазвития любого гуманитария.  

О.В. И последний вопрос. Отразилось ли Ваше происхождение из семьи музыкантов на Ваших профессиональных тяготениях?

А.Ф. Нет, пожалуй. К искусству, как и к религии, я отношусь как посетитель музея, с соблюдением дистанции. Моя стихия – это системное мышление, которого в искусстве не много. А вот то, что в свое время я не стал архитектором, болит во мне до сих пор. Это моя не заживающая рана…
 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Darwin Ch. On the Origin of Species by Means of Natural Selection, or the Preservation of Favored Races in the Struggle for Life. London: John Murray, 1859 (Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора / пер. К.А. Тимирязева с испр. и указателями под общ. ред. Н.И. Вавилова. Вводные статьи Н.И. Бухарина и Н.И. Вавилова. М.-Л.: Сельхозгиз, 1935. 636 с.).
[2] Lem, Stanislaw. Filozofia Przypadku. Krakоw: Wydawanctwo literackie, 1968 (Лем Ст. Философия случая. М.: АСТ, 2005. С. 390).
[3] См. об этом: Флиер А.Я. Философские пролегомены к Нормативной теории культуры [Электронный ресурс] // Культура культуры. 2019. № 1. URL: http://cult-cult.ru/the-philosophical-prolegomena-to-a-normative-theory-of-culture/ (дата обращения: 18.06.2019).
[4] Тынянов Ю.Н. Подпоручик Киже [Электронный ресурс]. URL: https://librebook.me/podporuchik_kije/vol1/1 (дата обращения: 21.06.2020).
[5] Флиер А.Я. Добро и зло в культурно-историческом понимании [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2015. № 3. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2015/3/Flier_Good-Evil/ (дата обращения: 18.06.2019).
[6] Vermeulen T., van den Akker R. Notes on metamodernism // Journal of Aesthetics & Culture. 2010. Vol. 2. P. 1-14.
[7] См.: Флиер А.Я. Структура и динамика культурогенетических процессов. Автореферат дисс. … доктора философских наук. М.: РИК, 1995. 42 с.; см. также: Флиер А.Я., Полетаева М.А. Происхождение и развитие культуры. М.: МГУКИ, 2009. 272 с.
[8] См., например: Флиер А.Я. Культура как репрессия. М.: Диаграмма, 2006. 320 с.
[9] Нарский И.С. Философия Джона Локка. М.: Изд. МГУ, 1960. 63 с.
[10] См. об этом: Isaacson W. Einstein: His Life and Universe. N.Y.: Simon & Schuster, 2007 (Айзексон У. Эйнштейн. Его жизнь и его Вселенная. М.: Corpus, 2015. 1020 с.).
[11] Флиер А.Я. Культура как фактор национальной безопасности // Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.: Академический проект, 2000. С. 425-437.

© Волкотрубова О.Н., Флиер А.Я., 2021

Статья поступила в редакцию 25 июня 2020 г.

Волкотрубова Ольга Николаевна,
главный редактор
Дальневосточной государственной
научной библиотеки (Хабаровск),
e-mail: volkotrubova.olga@yandex.ru

Флиер Андрей Яковлевич,
доктор философских наук, профессор,
главный научный сотрудник
Российского НИИ культурного
и природного наследия им Д.С. Лихачева,
профессор Московского государственного
лингвистического университета,
e-mail: andrey.flier@yandex.ru

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG