НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Новогоднее поздравление

 

Гипотезы:

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

В.М. Межуев. Философия культуры в системе современного знания о культуре

Э.А. Орлова. Социокультурная реальность: к определению понятия

В.И. Ионесов. Гуманистическая антропология в науке о культуре: перечитывая Клода Леви-Строса

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (начало)

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (начало)

В.М. Розин. «Барышня-крестьянка»: экзистенциальный выбор, сверхтрудный в жизни, но возможный в искусстве

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

А.Я. Флиер. Социальный опыт человека и его важная составляющая «вторая реальность»

Н.А. Хренов. Русская революция с точки зрения переходной ситуации в истории культуры. Реабилитация имперского комплекса как следствие периода реакции в истории революции (окончание)

В.М. Розин. Условия введения и мыслимости категории «реальность»

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма Гегеля (Семиотический поворот в культуре ХХ века) (начало)


Анонс следующего номера

 

 

Е.Н. Шапинская

Болгарская культура в России: традиции и современность

Екатерина Шапинская беседует с Майей Праматаровой, кандидатом искусствоведения, экспертом Болгарского культурного института в Москве.

Аннотация. Обсуждаются вопросы репрезентации болгарской культуры в России, деятельность Болгарского культурного института по популяризации различных форм болгарской культуры. Затрагиваются проблемы глобализации и ее влияния на практики искусства, а также создания новых культурных форм, актуальных в современном мире. Особое внимание уделяется проблемам сохранения традиции и культурного наследия в (пост)современном глобализованном мире.

Ключевые слова. Культура, искусство, глобализация, традиция, культурная память.
 

ЕШ. Майя, Вы работаете в Болгарском культурном институте в Москве. Расскажите, пожалуйста, какую роль играет ваш институт в культурной жизни столицы, с какими аспектами культурной жизни Болгарии вы знакомите москвичей?

МП. Болгарский культурный институт знакомит москвичей с лучшими образцами болгарской культуры. Мы делаем акцент на новое искусство – вот уже несколько лет мы проводим программы, где ключевым является это слово «новый». В День народных «будителей» (просветителей) мы организуем серию концертов «Новая болгарская музыка» в концертном зале музея «Чайковский и Москва». В этом году мы представили замечательный квартет «Филхармоника». Его руководитель, Павел Златаров, – концертмейстер Болгарского национального симфонического оркестра. Он и его коллеги – Анна Иванова, Милена Златарова и Иван Лалов – наряду с работой в филармонии имеют международную сольную карьеру. В программе были произведения Марина Гилеминова и Дмитрия Шостаковича, но исполнение Струнного квартета Милчо Левиева стало сокровенным актом памяти легендарного болгарского музыканта, который недавно ушел из жизни.

Слово «новый» является ключевым и для издательских программ Болгарского культурного института. БКИ издает сборники с пьесами современных болгарских драматургов. Некоторые из них уже библиографическая редкость. Недавно вместе с Центром славянских культур Библиотеки иностранной литературы БКИ представил оцифрованную версию книги «Попытка полета и другие пьесы» Йордана Радичкова, 90-летие которого отметили в 2019 году. Презентация последнего драматургического сборника с пьесами состоялась в Электротеатре, где они были представлены в форме читок молодыми русскими режиссерами.

Как совместный проект Болгарского культурного института при поддержке Министерства культуры Болгарии с БИИ выходит книжная серия «Новый болгарский роман» издательского центра «Рудомино». Болгарские писатели прилетают на премьеры, которые проводятся на книжных ярмарках и в институтах, например ИМЛИ, знакомятся с коллегами, журналистами и читателями; возникают новые издательские проекты.

Можно уже говорить о новой волне и в болгарском кинематографе – в 2019 году БКИ представил яркие образцы современного болгарского кино, такие как картина «Ага» Милко Лазарова, выдвинутая Болгарией на соискание «Оскара» за иностранный фильм, и фильм «Фотография с Юки» Лучезара Аврамова и Димитра Стояновича, получивший «Золотую розу» за дебют на национальном киносмотре в г. Варна.

ЕШ. Болгария в течение многих лет была страной, куда охотно ездили наши соотечественники. В наши дни многое изменилось. Что, на ваш взгляд, важного происходит в болгарской культуре, каково влияние глобализации, какое место болгарские деятели культуры занимают в художественной жизни Европы?

МП. Глобализация – это современный тренд во всем мире, она влияет на процессы обмена информацией, на саму суть искусства – формируется другая среда для возникновения и жизни художественных произведений, повышается уровень конкуренции. Мы стремимся быть на уровне этих вызовов и приглашаем артистов, признанных авторитетов в разных сферах искусства. Среди наших гостей в 2019 году была звезда оперного театра Соня Йончева – она встретилась с гостями на премьере документального фильма Арто+ «Sempre Libera», которая состоялась в кино Третьяковки.

ЕШ. Наши языки очень близки друг другу. Какова судьба русского языка в Болгарии сегодня? Интересует ли российских студентов болгарский язык, где они могут его применить?

МП. В Болгарии существуют школы, где изучение русского языка на высоком уровне, у нас языковое обучение имеет хорошие практики. Мы, как Культурный институт, поддерживаем все формы изучения болгарского языка, проводим образовательные программы в школах и университетах, организуем встречи болгаристов и переводчиков с писателями, такими как Алек Попов и Йордан Д. Радичков, осуществляем виртуальные мосты с теми, кто не может приехать. Замечательный разговор провели в Российской государственной молодежной библиотеке с Георгием Господиновым, когда анимационный фильм Теодора Ушева, созданный на основе его рассказа «Слепая Вайша» был номинирован на «Оскар».

ЕШ. Болгария – страна с древней культурой, в ней смешались традиции разных этносов, что сказалось на народном искусстве. В наш технологичный век истоки культуры часто теряются в увлечении современными проблемами. Насколько интенсивно идет в Болгарии процесс сохранения фольклора, народного искусства, что очень важно для поддержания культурной памяти?

МП. Болгарский фольклор – «традиционная марка» Болгарии, болгарская песня летит в исполнении Вали Балканской в космической капсуле, во всем мире существуют ансамбли болгарской народной музыки и танца, в том числе и в Москве. В Россию часто приезжают хоровые ансамбли – «Драгостин фолк националь», Женский хор «Ваня Монева». Они выступают в рамках Пасхального фестиваля в концертных залах, в храмовых пространствах и в домах для социально слабых. На этом Пасхальном фестивале выступал и выдающийся камерный ансамбль «Софийские солисты».

Наша выставочная деятельность очень богата. В Российской академии художеств мы представили большую ретроспективную выставку Светлина Русева, в МГХПА им. Строганова была показана ретроспектива художника-иллюстратора Ясена Гюзелева, в Культурном центре «ЗИЛ» – работы Капки Кыневой; пытаемся сочетать эти выставки с встречами, которые проводятся в рамках книжной ярмарки интеллектуальной литературы NonFiction.

ЕШ. Я была на нескольких мероприятиях Болгарского культурного института, в частности на очень интересной выставке работ Ясена Гюзелева, и очень рада, что имею возможность знакомиться таким образом с вашей богатой самобытной культурой. Как вы думаете, каковы перспективы расширения интереса в России к болгарской литературе, к кино, к музыкальному театру? Не планируете ли вы туристических поездок, направленных на знакомство с древними городами, с музыкальными фестивалями и другими событиями в творческой жизни вашей страны? Сейчас в Европе популярны различные исторические реконструкции, музыкальные фестивали в формате open-air. Какие события этого типа проводятся в Болгарии?

МП. Культурный туризм – это лучшая форма знакомства с данной страной, много людей и государственных структур работают над этим. Мы, со своей стороны, стремимся создавать и поддерживать контакты между разными партнерами: университетами, галереями, театрами, чтобы они потом самостоятельно продолжали воздвигать мосты сотрудничества. А бывает и наоборот, фестивали, театры или творцы разных жанров создают первоначальные контакты сами, а потом мы подключаемся и содействуем и популяризируем данное событие.

ЕШ. Когда мы с Вами познакомились, речь зашла о болгарских оперных певцах. Так родилась идея провести концертные вечера, посвященные великим певцам ХХ века, и эта идея воплотилась в вечере, посвященном 90-летию Николая Гяурова и в концертном вечере, посвященном другому знаменитому болгарскому басу, Николе Гюзелеву. Я счастлива, что принимала участие в этих вечерах, что на них звучали не только записи, но и живая музыка. Как Вы оцениваете эти вечера-концерты, какие у Вас впечатления от их участников и от публики?

МП. Мы придумали, на мой взгляд, некий гибридный жанр, в котором путешествие в мир музыканта сочетается с концертом из его репертуара. Первый вечер был юбилейным, и мы окунулись в творчество знаменитого болгарского баса Николая Гяурова. Для меня самым ценным было то, что рассказ о нем шел со стороны его коллег. Чего только стоили воспоминания народного артиста России Александра Сибирцева! На вечере о выдающемся певце Николе Гюзелеве подход был несколько другой, благодаря Вашему, Екатерина, погружению в мир «лучшего Дон Жуана на все времена». В оба вечера, эмоциональными пуантами были арии солиста «Новой оперы» Отара Кунчулиа. Голоса Болгарии – это богатство, которое наши певцы разносят по всему миру. Я бы предложила вам в обозримом будущем сделать и вечер Бориса Христова, и это уже будет Программа: «Басы Болгарии, которые любит весь мир». Это, конечно, камерные программы, но они напоминают славные гастроли самих артистов и нашей национальной оперы.

ЕШ. Спасибо Вам, Майя, за Ваше интервью и за Вашу работу в Болгарском культурном институте, хотелось бы продолжить наше общение не только в России, но и в Болгарии.

© Шапинская Е.Н., 2020

Статья поступила в редакцию 21 сентября 2019 г.

Шапинская Екатерина Николаевна
доктор философских наук, профессор
 Российского государственного
университета физической культуры.
e-mail: reenash@mail.ru

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG