НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

А.Я. Флиер. Системная модель социальных функций культуры

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

В.М. Розин. Особенности и конституирование музыкальной реальности

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

И.В. Кондаков. Кот как культурный герой: от Кота в сапогах – до Кота Шрёдингера

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)

И.Э. Исакас. Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

ДУЭЛЬ

А.Я. Флиер. Неизбежна ли культура? (о границах социальной полезности культуры) (Философская антиутопия)

А.А. Пелипенко. Культура как неизбежность (о субъектном статусе культуры)


Анонс следующего номера

 

 

Е.Н. Шапинская

«Ах, обмануть меня не трудно…».
Любовные игры в киберпространстве

Аннотация. В статье рассматривается феномен виртуальной любви, получившей большое распространение в цифровую эпоху. Выявляются причины обращения женщин к киберпространству как локусу любовных переживаний. Выделяются такие факторы, как стремление к эскапизму, возможность конструирования собственной идентичности и природа желания, которые способствуют популярности любовной игры в виртуальном мире. В заключении автор обращается к трансформациям человека и культуры в цифровую эпоху, которые ставят под вопрос многие традиционные понятия и ценности.

Ключевые слова. Киберпространство, виртуальный мир, культура, эскапизм, любовь, воображение, идентичность, желание, постчеловечество.


«Сгорбившиеся над клавиатурой, разделенные морем проводов, вы посылаете друг другу эротические послания, которые материализуются как пишущие духи в виде мерцающих букв на ваших экранах».
М. Дери

В еще не столь далеком прошлом любовные грезы воспевали поэты и композиторы, а сегодня, в век виртуальной реальности, мы сами можем создавать себе эти прекрасные миры и находить свой идеал на безбрежных просторах Сети. Любовь, в особенности романтическая, представляет собой вид эскапизма, который получил новую жизнь в виртуальном пространстве. Исследуя судьбы романтизма в ХХ веке, А. Рэнд пишет: «Нынешние романтики… бегут от жизни – не в прошлое, а в сверхъестественное. Они откровенно ставят крест на действительности, на мире и на этой земле фактически объявляя, что ничего волнующего, драматического, необычайного реально не существует» [1]. В нашу цифровую эпоху таким убежищем стало виртуальное пространство, в котором фантазия и воображение становятся настолько убедительными, что создают «зону комфорта», которую не хочется покидать. «Может, лучше и не выходить за пределы фантазий? Ведь в них мы способны управлять происходящим. Возможно, наши сильнейшие влюбленности – те, которых никогда не было в действительности» [2]. Конечно, не всегда и не везде любовь бежит от реальной жизни, но это бывает часто, особенно с женщинами, мечтательными по натуре, склонными к поклонению созданному ими же самими идеалу. С. де Бовуар в своем исследовании природы «синдрома влюбленности» пишет: «Чувствовать себя женщиной – значит чувствовать себя объектом желания, считать себя любимой и желанной. Знаменательно, что из десяти больных, страдающих иллюзией любимых существ, девять – женщины. Совершенно ясно, что воображаемый любовник – апофеоз их самовлюбленности. Они хотят, чтобы он обладал абсолютной ценностью – он должен быть священником, адвокатом, врачом, суперменом» [3]. В виртуальном пространстве такого рода влюбленность находит благодатную почву для воплощения своих желаний и стремлений. Именно склонные к романтической влюбленности женщины и составляют самую многочисленную группу авторов и поклонниц сетевых романов. В рутине повседневной жизни многое противоречит их желаниям, что приводит к эскапистским устремлениям, столь легко реализуемым в виртуальном мире. Не раз обращаясь к феномену эскапизма в таких сферах, как любовь, искусство и религия, автор данной статьи пытался понять суть этого явления, выяснить, насколько виртуальная любовь способна принести счастье (или несчастье), решить, совместима ли любовь с обычным повседневным существованием или же она остается мечтой, неуловимой и желанной [4]. Рассматривая различные характеристики киберпространства, можно прийти к выводу, что оно создает иллюзию любви, которая может принести удовлетворение, но может и обернуться горьким разочарованием. В этой статье мы попытаемся проанализировать причины и характер виртуальной любви, которая, как обозначено в заголовке, носит характер игры, вполне соответствуя игровому характеру современной культуры в целом. Мы не будем обращаться к теме сексуальности в киберпространстве, хотя она тоже показательна для нашей эпохи, когда сексуальность, как и многие другие аспекты человеческой жизни ставятся под вопрос как в культурных практиках, так и в таких направлениях интеллектуальной рефлексии, как трансмодернизм. Исследуя любовные игры в виртуальном пространстве, мы не пытаемся показать возможность превращения объекта любви в киборга, способного удовлетворить стремление к любовному союзу сверхтехнологическими способами. Виртуальный секс, который представляет собой весьма распространенную на сегодняшний день разновидность эскапизма, заслуживает отдельного исследования по причине неоднозначности его психологических и социальных последствий. В современной культуре трудно разделить секс и романтическую любовь, смешаны они и в киберпространстве. Исследователь киберкультуры М. Дери пишет об особенностях виртуальных любовных отношений: «Широко распространенное желание чистой любви порождает в киберкультуре онлайновую сексуальную игру, которую популяризатор науки Гарет Бранвин называет “тест-сексом” (сексом по переписке), интерактивные компьютерные программы “для взрослых” и секс в виртуальной реальности, или, иначе, киберсекс» [5]. Происходит возвращение бестелесной платонической любви на новом витке культуры, только в компьютерную эру это уже не слияние душ, а виртуализация телесных желаний, представленная в виде оцифрованного симулякра.

Мы ограничим наше небольшое исследование двумя видами любви. Прежде всего, мы имеем в виду любовь-страсть, которая «… характеризуется настойчивостью, с которой она отделяет себя от рутины повседневной жизни, с которой она действительно имеет склонность вступать в конфликт…. Страстная любовь обладает свойством особого очарования, которое в своем рвении может стать прямо-таки религиозным… На уровне личностных отношений страстная любовь разрушительна, уподобляясь в этом смысле харизме; она отрывает индивида от почвы и порождает готовность к самым радикальным поступкам и жертвам» [6]. Историями такой любви заполнена поэзия, литература, драма, опера, кинофильмы. Виртуальное пространство помогает избежать трагической развязки, обычной для такого рода любовных историй, в то же время отделяя любовь-страсть от повседневной жизни. Само понятие страстной любви «предоставляло человеку возможность вести себя в сердечных делах освободившись от социальной и моральной ответственности», – пишет Н.Луман в своем фундаментальном исследовании природы любви [7]. В виртуальном пространстве угроза общественным нормам, обуславливающая краткосрочность любовной страсти, исчезает, и она может длиться настолько долго, насколько длится к ней интерес со стороны создавшего ее субъекта.

С другой стороны, в киберпространстве реализуется романтическая влюбленность, которая все больше вытесняется из реальной жизни, где преобладают прагматические «партнерские» отношения, а любовь в духе поэзии прошлого считается старомодной и безнадежно устаревшей. Возлюбленные стали «партнерами», обещаниям вечной любви пришел на смену случайный (хорошо, если безопасный) секс, романтика взглядов и вздохов сменилась трезвой оценкой возможного партнера, а вместо брака как сакрального союза тел и сердец пришло удобное для обеих сторон сожительство. В эпоху, пришедшую после сексуальной революции, на место тайной страсти приходит откровенная сексуальность. М. Фуко говорит о «публичной зачарованности сексом», который пронизывает все дискурсы современного общества. Но это не означает того, что в любовных отношениях достигнута свобода, разрывающая репрессивность, характерную для всех традиционных культур. «Сексуальная вседозволенность – это вовсе не то же самое, что освобождение. Коммерциализация сексуальности вездесуща, но эротизм более или менее полно укрыт от взгляда. Антагонизм, с которым сексуальность расценивалась на более ранних фазах развития Запада, активно предпочтительнее, как утверждает Маркузе, “сексуальной свободы”, которая скрывает свой гнет под глянцем наслаждения. Прежде сохранялась осведомленность о том, чего мы лишились; мы выглядим свободнее, но фактически живем в покорности» [8]. Открыв дискурс сексуальности, лишив многие моменты любви флера недоступности, повседневность утвердила себя в любовных отношениях, лишив их романтики страстной любви. Недаром стало принято говорить не о возлюбленных или любовниках, а о «партнерах», более или менее долговременных, а сексуальная совместимость заменяет страстную любовь. Последней осталось прибежище лишь в сфере искусства, где она продолжает занимать значительное место, и в виртуальном пространстве, где и находят свое выражение мечты и фантазии. Боязнь стать предметом насмешек, получить циничный отказ ведет влюбленную женщину в поисках идеального возлюбленного на просторы Сети, где она создает собственный мир, где возможно то самое счастье любви, о котором тайно мечтают даже самые прагматичные и успешные женщины.

На наш взгляд, обращение к виртуальному пространству как локализации любовных желаний связано с несколькими причинами.

1.    Эскапистские устремления

Прежде всего, эскапизм, как сказано выше, стремление уйти от повседневности в некое идеальное пространство. Еще средневековые поэты воспевали любовь как чувство, выходящие за пределы земных радостей и огорчений. Рассказывая великую историю любви Тристана и Изольды, Готфрид Страсбургский в своем воображении видит «… другой мир, который удерживает вместе в одном сердце и горькую радость, и радостную печаль, душевный восторг и мучительную тоску, милую жизнь и скорбную смерть, отрадную смерть и горестную жизнь» [9]. Это желание присуще женщинам на протяжении веков, и даже с приходом эмансипации далеко не все женщины переключились на новые цели, основанные на достижениях в карьере. Обычная женщина, продолжающая играть традиционную роль (а таких женщин немало даже в наше время), задавленная домашней работой и семейными проблемами, находила выход в сериалах, в женских романах, в романтических фильмах, о чем много раз писали исследовательницы феминистского толка. С этой точки зрения, Интернет стал еще одним «локусом любви», где любовная история не воспринимается пассивно, как при чтении или просмотре фильма, а создается в соответствии с желаниями, вкусами и идеалами ее создательницы. Интернет-пространство отличается тем, что в нем трудно разделить автора и героя, субъект и объект, мир реальности и мир воображения. «Реальное и воображаемое существуют лишь на определенной дистанции. Что происходит, когда эта дистанция, включая дистанцию между реальным и воображаемым, начинает исчезать, поглощаться в пользу модели?» [10]. В своем исследовании природы симулякров Ж. Бодрийяр уже предвидел расширение киберреальности вплоть до поглощения ею «реальной» реальности в мире, все более обретающем симулятивную природу. Реальность превращается в мире компьютерного экрана в гиперреальность, текст – в гипертекст, а сам пользователь (субъект) с трудом отличает реальный мир от виртуального. Казалось бы, в любовных отношениях важны такие моменты как зрительное восприятие, тактильные ощущения, ароматы и другие эротические стимулы. Но в отношении дематериализованного постсовременного субъекта это уже не столь важно по сравнению с возможностями виртуальной любви. Виртуальный эскапист продолжает свое физическое существование, но оно становится для него иллюзией, надоедливой необходимостью, серой скукой в сравнении с яркостью переживаний виртуального мира. В этом мире человек проводит всё больше времени, пытаясь компенсировать неудовлетворенность повседневной рутиной. «Зная, что в действительности нас ждет разочарование, мы можем вполне сознательно остаться в мире грез» [11]. В результате происходит разрыв семейных и социальных связей, дезадаптация и, в конечном итоге, ментальное расстройство, которое всегда сопутствовало наиболее страстным эскапистам (вспомним Мечтателя из «Белых ночей» Достоевского или поэта Ансельма из сказки Гофмана «Золотой горшок»). На страницах романа, как и на экране компьютера, эти персонажи могут выглядеть весьма привлекательно, но в реальной жизни их «инобытие» создает для окружающих не меньше проблем, чем другие «пагубные пристрастия». Эскапизм, таким образом, имеет два лица – помогающее человеку справиться со «стрессом монотонии» и деструктивное, увлекающее его в глубины виртуального безумия.

2.    Конструкция идентичности

С этой особенностью киберпространства связана вторая причина ухода любви в виртуальное пространство – возможность моделировать как свою идентичность, так и идентичность объекта любви. В киберпространстве заурядный человек может позиционировать себя как романтический герой, а не блещущая красотой и молодостью дама принять роль прекрасной принцессы. Интернет-пространство позволяет современному человеку быть не просто пассивным зрителем чужих любовных переживаний, но и разделить их, принимая на себя ту или иную роль, вступая в переписку, комментируя действия героев или даже начиная любовную игру. В виртуальном пространстве происходит моделирование собственной идентичности, что является одной из наиболее важных причин компьютерных пристрастий не только подростков, но и вполне взрослых, но не вполне состоявшихся людей. О кризисе субъекта, о множественной идентичности в наши дни написано много работ как научных, так и публицистических. Гендерная идентичность стала предметом особого внимания в исследованиях различных направлений феминизма. Используя термин «надломленные идентичности», Д Харауэй в своей широко известной работе «Манифест киборгов» отмечает, что «…идентичности кажутся противоречивыми, частичными, стратегически выбранными». [12]. Женщина как субъект любовной игры, конструирующая свой объект в киберпространстве, сама по себе фрагментирована и плюралистична, «… распадается на женщин» [13]. Фрагментация субъекта стала одной из излюбленных тем исследователей постмодернистского направления, но и приверженцы более традиционных исследовательских направлений бьют тревогу по поводу судьбы индивида в условиях глокализации и мультикультурализма. Глобальное распространение Интернета создает все новые возможности для создания идентичности в Сети по своему вкусу и выбору, о практически безграничных возможностях самопрезентации, что, несомненно, является эскапистской стратегией, связанной уже не только с уходом в «иномирие», но и с позиционированием виртуального «Я» как героя этого «иномирия». На наш взгляд, суть виртуальной постмодернистской идентичности лучше всего отражается в понятии «аватара», одном из самых распространенных терминов киберпространства, уходящим корнями в индуистскую мифологию. В аватарах киберпространства, как и в героях индуистской мифологии, присутствует двойственность – человек изобретает для себя новое лицо, но остается и реальной личностью, к которой он возвращается, выйдя из Сети. Взаимоотношения между реальной личностью человека и созданной им аватарой, их взаимовлияние представляются весьма проблематичными и вызывают дискуссии в среде представителей различных исследовательских направлений. Вопросы, не имеющие однозначных ответов, при этом неизбежны. «Вопрос о том, какие психологические, социальные и даже духовные последствия влечет за собой широко распространенная традиция аватар, по-прежнему сложен. Скрывают ли эти маски наше “Я” или являются фигурами Желания?» [14]. Не вызывает сомнения только то, что появление цифровых двойников усложнило проблему человеческой идентичности, но, с другой стороны, создало новые возможности для самоидентификации в сложном мире «посткультуры», давая возможность реализовать самые причудливые фантазии, представить себя героем самых невероятных историй и событий, отойти на время от своего «Я» в своем привычном окружении, то есть полностью погрузиться в воображаемое пространство. Пользователю Интернета совсем не трудно изменить облик своего цифрового двойника в соответствии со своим идеалом красоты или даже сменить пол. «Пользователей, которые выдают себя за лиц противоположного пола, обычно называют … “морфами” – термин, происходящий от сокращенного английского “male or female” (“мужчина или женщина”), но также созвучный слову морфинг, которое обозначает компьютерную анимационную технику, используемую для незаметного преобразования одного изображения в другое» [15]. В этих поисках и экспериментах «… человеческая идентичность подвергается риску распада. Пышный букет сексуальных возможностей и телесных изменений ввергает нашу стабильную личность из плоти и крови и определенного пола в пучину сомнений … Личность буквально разваливается на части» [16]. Отвлекаясь от темы виртуальной конструкции гендера, отметим, что в этой области реальные и виртуальные практики все больше сближаются – транссексуальность становится привычным явлением, а гендерная идентичность меняется при помощи операций по смене пола, которые становятся все более распространенными, хотя и имеют разную легальную основу в законодательствах разных стран. На наш взгляд, здесь наблюдается своего рода обратное действие – не виртуальная реальность создает свои образы на основе «реальной» реальности, пусть и измененной, а напротив – социокультурные практики распространяются на основе легко осуществляемых в виртуальном пространстве трансформаций, в том числе и касающихся гендерной идентичности. Какое «Я» в случае такого тотального морфинга преобладает? Сохраняется ли двойственность аватара или происходит уход в тотальный эскапизм, обещающий лучший мир, в котором любовные грезы свободны от сознания собственной непривлекательности или несоответствия идеалу красоты, мир, свободный от гнета повседневности и ограничений собственной телесности? Является ли виртуализация личности показателем глубокого кризиса идентичности или полной сменой представлений о человеческом субъекте? Все эти вопросы неизбежно встают перед всеми нами, в той или иной степени приобщенными к киберкультуре, как бы мы к ней ни относились.

В виртуальной любви конструируется не только идентичность субъекта – объект любовного переживания еще в большей степени является конструктом. Здесь мы подходим к третьей причине, которая коренится в самой сути любовного переживания, в основе которого лежит желание.

3.    Природа желания

Поскольку мы говорим о романтической любви, желание здесь имеет иную природу, нежели сексуальное желание, которое в какой-то степени легче объяснить как желание физического обладания. В любви желание связано со сложным отношением к Другому, в особенности к идеализированному, дематериализованному Другому, сконструированному в виртуальном пространстве. Ж.-П. Сартр, исследуя природу желания, отмечает, что в его основе лежит «постоянное чувство недостатка и тревоги» [17]. Несмотря на то, что, по его мнению, первой стадией постигнуть «…свободную субъективность Другого через его объективность-для-меня является сексуальным желанием» [18], с точки зрения «женского взгляда», это стремление приводит к романтической любви к идеализированному объекту. Рассуждения Сартра об объекте желания выходят за рамки сексуальности и приближаются к пониманию природы того желания, которое заставляет женщину искать свою любовь в виртуальном пространстве: «Нужно сразу отказаться от идеи, что желание является желанием наслаждения или желанием прекратить страдания… Нужно… определять желание его трансцендентным объектом. Во всяком случае, высказывание о том, что желание есть желание физического обладания объектом было бы неточным, если под обладанием здесь понимают предаваться любви» [19]. Сартр также указывает на некоторую неопределенность желания, которое «не является желанием особой любовной практики. … Желание, не способное ни полагать своего прекращения как высшую цель, ни избирать для последней цели особое действие, есть желание трансцендентного объекта» [20]. Важным моментом в сути желания является то, что по достижении своей цели оно исчезает, его удовлетворение, по большей части, ведет к возникновению новых желаний, приводящих человека к зависимости от своих желаний, что мы можем наблюдать в безудержном потреблении, характерном для западного общества. Чтобы этого не произошло, объект должен быть недостижимым и в то же время близким, постоянно стимулирующим любовное воображение, которое свойственно женщинам страстного и невротичного типа. С. де Бовуар рассматривает такие случаи неосуществленной любви на примерах из области религии, где мистические откровения нередко переплетаются с эротическими фантазиями. Тем не менее, ее рассуждения вполне применимы и к нашему времени, когда религия оттесняется на обочину социальной и культурной жизни, но ее символы и представления находят новую жизнь в киберпространстве. «Возлюбленный часто отсутствует, он сообщается со своей обожательницей, прибегая к неким знакам, она может познать его сердце только благодаря догматической вере, и чем выше она его ставит, тем непонятнее кажется ей его поведение… Женщине не нужны ни свидания, ни прикосновения для того, чтобы чувствовать рядом с собой присутствие божества» [21]. Таким дематериализованным, сакрализованным объектом любви часто становятся герои нашего времени – медиаперсоны, звезды шоу бизнеса или любого другого вида искусства, герои спорта, а социальные сети дают возможность создать иллюзию общения. Многочисленные фан-сообщества поддерживают эту иллюзию, которая важна и для самих героев этих виртуальных любовных историй, которые заинтересованы в количестве подписчиков и «фолловеров». Что касается реальной встречи с объектом желания, она зачастую оборачивается неудачей или разочарованием, что часто происходит, когда познакомившаяся в Интернете пара встречается и обнаруживает, что очарование виртуального романа исчезло. Если объектом является публичная личность, встреча происходит, как правило, в присутствии большого количества людей и лишена той интимности и эксклюзивности, которая рисовалась в мечтах. Таким образом, идеализированный объект любовной игры остается в виртуальном мире, который становится все ближе к реальному. Разрыв между воображаемым и реальным объектом любви уже давно становился объектом иронии в культурных текстах. Блестящий пример такого рода – фильм Вуди Аллена «Пурпурная роза Каира» (1985), в котором героиня убеждается в полной несостоятельности возлюбленного своей мечты, когда он попадает с экрана в реальную жизнь. Но с приходом и распространением новых технологий и цифровой культуры сама грань между реальным и воображаемым миром становится размытой или вовсе исчезает. «Сегодня само реальное стало алиби модели в мире, которым управляет принцип симуляции. И, как это ни парадоксально, именно реальное становится нашей подлинной утопией, но той утопией, осуществить которую уже невозможно, о которой можно лишь мечтать, как о потерянном безвозвратно» [22]. В сегодняшнем мире, где под вопрос ставятся многие традиционные, ранее вызывающие сомнений. категории и ценности, не являются ли любовные игры в киберпространстве попыткой вернуть это утраченное, ту любовь, которая растворилась в бесконечных гендерных мутациях, хотя бы в пространстве Сети?

Сегодняшняя реальность превосходит все воображаемые миры, которые строили фантасты, в том числе и с точки зрения человеческой природы. В этой статье мы намеренно ограничили предмет исследования гетеросексуальными женщинами, не принадлежащими к числу последовательниц феминизма и сохранивших традиционные представления о романтической любви. Но насколько актуален такой подход? Он явно противоречит всем сегодняшним трендам, бесконечным проявлениям гендерного плюрализма, вытеснению традиционных гетеросексуальных отношений, как и традиционных браков, на обочину. Сомнения вызывает и сам субъект виртуальной любви – о каком любовном воображении может идти речь в случае трансгендеров, которые завоевывают все большее публичное пространство, вплоть до места в Сенате США? Какие любовные сказки существуют в мире киборгов, которые выходят из-под контроля своих создателей и начинают жить собственной жизнью? «Мезальянс между человеком и машиной» [23] сегодня существует далеко не в пользу человека, а виртуальный партнер, перестав играть роль сконструированного объекта желаний, все больше становится доминантом в отношениях со своим создателем. Монстр Франкенштейна утратил ужасающие черты монструозности и превратился в «умного помощника», который подсказывает человеку не только потребительский выбор, но и выбор жизненной стратегии. Если искусственный интеллект, воплощенный в многочисленных роботах и ботах, лучше знает, что вам следует покупать, слушать или смотреть, то не станет ли он выбирать партнера, реального или виртуального, для ваших любовных игр на основе собранной информации о ваших вкусах и предпочтениях? Учитывая драматические изменения в человеческой телесности и в сфере гендера, можно предположить, что созданный таким образом идеальный возлюбленный будет соответствовать вашим запросам – не в жизни, а в поисковых системах – и представлять собой гибрид ваших скрытых желаний и тайного любопытства.

Отмечая последствия для человечества кризиса техногенной цивилизации, В.М. Розин утверждает, что «…современный человек разуверился в основных картинах и схемах мира и реальности» [24]. Означает ли это, что реальной любви, с ее переживаниями, обострением чувственности, радости взгляда и прикосновения, уже почти не осталось места? Конечно, нет – люди продолжают влюбляться, назначать свидания, стремиться к союзу, в котором «…человек способен отделять реальный объект любви от своих фантазий» [25]. Но все же легко доступное виртуальное пространство увеличивает количество эскапистов, что заставляет задуматься: а каковы же альтернативные пути примирения с повседневной реальностью в мире глокализации, масс-медиа, культуры потребления и распространяющейся все шире компьютерной Сети? Есть ли место любви, пусть в форме любовной игры, в мире постчеловечества или же она станет достоянием историков? Пока что эти вопросы остаются вопросами, а ответы на них очень важны для всех людей, чтобы не затеряться окончательно в глобальной паутине.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Рэнд А. Романтический манифест. М.: Альпина Паблишер, 2011. C. 120.
[2] Кетс де Врис М. Секс, деньги, счастье и смерть: В поисках себя. М.: Альпина Паблишер, 2020. C. 35.
[3] Бовуар С. де, Сартр Ж.-П. Аллюзия любви. М.: Алгоритм, 2013. C. 142.
[4] Шапинская Е.Н. Пространства эскапизма и бегство от повседневности: религия, любовь, искусство) // Культура культуры. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://cult-cult.ru/spaces-for-escapism-and-running-away-from-everyday-life-religion-love-art/ дата обращения: 04.11.2020.
[5] Дери М. Скорость убегания: киберкультура на рубеже веков. М.: АСТ., Екатеринбург: Ультра. Культура, 2008. C. 279.
[6] Гидденс Э. Трансформация интимности. СПб.: Питер, 2004. C. 63.
[7] Luhman N. Love as Passion. Cambridge: Polity Press, 1986. P. 60.
[8] Гидденс Э. Указ. соч. С. 168.
[9] Кэмбелл Дж. Мифы для жизни. СПб.: Питер, 2019. C. 225.
[10] Бодрийр Ж. Симуляции и симулякры. М.: ПОСУМ, 2016. C. 165.
[11] Кетс де Врис М. Указ. соч.
[12] Харауэй Д. Манифест киборгов. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. C.21.
[13] Харауэй Д. Указ. соч. C. 35.
[14] Дэвис Э. Техногнозис: мир, магия и мистицизм в информационную эпоху. – Екатеринбург: Ультра. Культура, 2008. C. 317.
[15] Дери М. Указ. соч. C. 283.
[16] Дэвис Э. Указ. соч. C. 318.
[17] Сартр Ж.-П. Любовные поражения // Аллюзия любви. М.: Алгоритм, 2013. C. 220.
[18] Там же. С. 221.
[19] Там же. С. 226.
[20] Там же. С. 227.
[21] Бовуар С. де. Отношения отчуждения // Аллюзия любви. М.: Алгоритм, 2013. C. 167.
[22] Бодрийр Ж. Указ. соч. C. 165.
[23] Дери М. Указ. соч. C. 271.
[24] Розин В.М. Генезис европейской социальности. М.: Новый Хронограф, 2020. C. 389.
[25] Кетс де Врис М. Указ. соч. C. 149.

© Шапинская Е.Н., 2021

Статья поступила в редакцию 5 ноября 2020 г.

Шапинская Екатерина Николаевна,
доктор философских наук, профессор
Российского государственного университета
физической культуры, спорта, молодежи и туризма
e-mail: reenash@mail.ru

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG