НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

А.Я. Флиер. Системная модель социальных функций культуры

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

В.М. Розин. Особенности и конституирование музыкальной реальности

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

И.В. Кондаков. Кот как культурный герой: от Кота в сапогах – до Кота Шрёдингера

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)

И.Э. Исакас. Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

ДУЭЛЬ

А.Я. Флиер. Неизбежна ли культура? (о границах социальной полезности культуры) (Философская антиутопия)

А.А. Пелипенко. Культура как неизбежность (о субъектном статусе культуры)


Анонс следующего номера

 

 

А.Я. Флиер

Феномен престижного потребления

Аннотация. В статье рассматривается феномен престижного потребления, его сущностные и символические значения, типология потребляемых предметов, варианты социального распространения, а также историческая эволюция и культурное значение этого феномена. Актуальность статьи связана с тем, что феномен престижного потребления распространен в культуре до сих пор и нуждается в теоретическом осмыслении. Новизна же в том, что впервые предпринимается попытка систематизации  различных проявлений этого феномена.

Ключевые слова. Престижное потребление, мода, символика, вещи, титулы, образ жизни исторические эпохи, метакультура.


Престижное потребление – это потребление каких-то продуктов (вещей, образов, статусов), которые символически означают какое-то превосходство их обладателя над остальным социальным окружением или, по крайней мере, его соответствие неким нормам достойного социального статуса. Предметы престижного потребления символически  свидетельствуют о том, что они:

• лучше, чем у других;

• не хуже, чем у других.

В древности предметы, символизировавшие уровень «лучше, чем у других», в основном были в употреблении аристократии, а предметы, символизирующие уровень «не хуже, чем у других», имели распространение в народной среде (в основном у крестьянства). Но со временем все перемешалось. Например, мода, которая поначалу была актуальна именно в аристократической среде, а позднее у всего городского населения, так же ориентируется на принцип «не хуже, чем у других». А вот искусство, по мнению многих исследователей, ведет свое происхождение от эксклюзивных заказов, ориентированных на принцип «лучше, чем у других» и поначалу было воплощено в предметах бытового обихода, но выполненных более качественно и более умелыми мастерами [1].

Что же символизировало престижное потребление в социальном аспекте. Видимо, два проявления престижности:

• более высокий социальный статус, чем у окружения;

• больший материальный достаток, чем у окружения.

Естественно, эти символы превосходства в реалиях жизни весьма относительны. Как гласит народная поговорка: «У кого суп не густ, а у кого жемчуг мелок». Для одного и чин ефрейтора означает более высокий статус, а для другого – чин фельдмаршала. Тем не менее, именно это превосходство носителя или владельца обычно символизируется продуктами престижного потребления.

Конкретный перечень продуктов престижного потребления может включать:

а) вещи:

• одежда, различающаяся качеством и типом материала, покроем, качеством пошива, различными украшениями и т.п. Одежда, как правило, различается у людей из различных ведомств (военная и иная униформа, одеяния священнослужителей и монахов, дворцовая форма и пр.). Особыми элементами одежды являются:

- головные уборы, чаще других элементов, свидетельствующие о статусе носителя;

 - знаки различия, обычно помещаемые на одежде (погоны, петлицы, нарукавные знаки, аксельбанты, должностное шитье и пр.);

- различные знаки, носимые на одежде, символизирующие чин или должностные обязанности носителя (панагии, горжеты, пояса, плечевые перевязи, эмблемы различных рыцарских орденов и т.п.);

• награды (сейчас это преимущественно ордена и медали, орденские ленты, а раньше перечень носимых наград был шире);

• оружие; помимо боевого оружия в истории было очень распространено и парадное оружие, символизировавшее статус владельца (рыцарские доспехи, парадные сабли, шпаги, символические топорики, булавы и пр.);

• символические предметы на головах, в руках, на плечах (короны, тиары, венцы, державы, скипетры, посохи, маршальские жезлы, мантии и т.п.);

• родовые гербы и флаги, а также их различные манифестации;

• женские украшения (иногда украшения носят и мужчины), носимые на голове, на лице, в ушах, на шее, на запястьях, на пальцах, на одежде и пр.;

• условно к вещам можно отнести и различный символический макияж (прически, парики, раскраску волос, раскраску лица, тела, наколки на теле, искусственное изменение форм органов тела, пластические омолаживающие операции, операции по перемене пола и т.п.);

• престижная кулинария, высокое качество продуктов питания, их приготовление по «фирменным» рецептам, возможность посещать самые дорогие рестораны или заказывать еду из них и т.п.;

• предметы обихода (преимущественно дорогая посуда, предметы косметики, различные дорогие безделушки и пр.);

• жилище (в первую очередь замки, дворцы, усадьбы, дачи и пр.);

• обстановка жилищ (дорогая мебель, шпалеры, ковры и др.);

• предметы транспорта (кареты, носилки, колесницы, автомобили, яхты, частные самолеты);

• породистые животные (в первую очередь верховые и упряжные кони, охотничьи и декоративные собаки, ездовые собаки, олени, верблюды);

• коллекции (живописи, декоративно-прикладного искусства, книг, посуды, музыкальных инструментов, старинного оружия и иной старины и пр.);

б) символические звания:

• дворянские титулы;

• чины;

• почетные звания;

• лауреатство;

• почетные должности;

в) элементы образа жизни:

• устройство пиров, балов, торжественных приемов и пр.;

• увеселительная охота;

• посещение престижных театров, концертов, выставок, балов, приемов, модных показов и пр.;

• участие в аристократических соревнованиях (рыцарские турниры, скачки, поло и т.п.);

• участие в дуэлях;

• этикет, вежливость, гостеприимство и пр.;

• участие в модных движениях, увлечениях (болельщики, битники, хиппи, панки, битломаны и пр.);

• соответствие актуальной моде в своем имидже и стиле жизни;

• возможность учиться в самых престижных вузах;

• отдых на престижных курортах.

Если рассматривать феномен престижного потребления с исторической точки зрения, то нужно признать, что он ведет свое происхождение еще от первобытной эпохи. В эту эпоху еще не было социального расслоения, все население было сравнительно однородно по своим занятиям. И хотя концу эпохи уже появились племенные вожди, воины и шаманы, проблема престижного потребления возникла независимо от этого, в народной массе, занятой непосредственным добыванием пищи.

Из всего перечня социальных субкультур древнейшей является народная традиционная культура [2]. Она родилась в среде сначала охотников и собирателей, а позднее земледельцев и скотоводов первобытной эпохи. Именно для этой культуры характерен человек «с коллективным лицом», представлявший собой не только лично себя, но и всю деревенскую общину [3]. В этой культуре уже имело место престижное потребление, базировавшееся на принципе «не хуже, чем у других» и символизировавшее собой преимущественно материальный достаток данной семьи, а стало быть, и профессиональную успешность ее главы.

Эти установки в дальнейшем на протяжении тысячелетий и всех эпох характеризовали крестьянскую традиционную культуру и соответствующий тип престижного потребления. Некоторое ослабление влияния этой культуры началось лишь со второй половины XIX в. в связи с массовой урбанизацией и переездом значительной части крестьян в города, где эта культура осталась актуальной лишь для самых упорных фундаменталистов (как правило, неконкурентоспособных в новых городских условиях). Но говорить об историческом закате этой культуры еще рано.

Так или иначе, но первобытная эпоха является прародителем народной культуры, в чем-то изменившейся на протяжении истории, но в основных, фундаментальных принципах оставшейся неизменной.

Следующая аграрная эпоха (в нашей формационной парадигме – это эпохи рабовладения и феодализма – разделение, характерное только для Европы, а для Азии не специфичное) породила элитарную культуру, т.е. культуру господствующего класса землевладельцев, которому принадлежала и политическая власть в государствах того времени. В аграрную эпоху появились города, государства, религия, письменность, искусство. Фактически общество аграрной эпохи состояло из трех сословий: молящиеся, воюющие и работающие [4]. Помимо того были ремесленники, рабы, чиновники и другие вспомогательные группы.

Молящиеся (священнослужители) и воюющие (землевладельцы) комплектовались в основном родовой аристократией [5], и именно ими была порождена элитарная культура. Но по отношению к своей культуре они в основном были не ее создателями, а заказчиками. Реальными создателями элитарной культуры были преимущественно ремесленники (и в том числе художники), как светские, так и монахи [6]. Произведения этой культуры выполнялись в основном по дорогому эксклюзивному заказу, отличались повышенным качеством и максимальным интеллектуальным уровнем. Так родилось искусство.

Престижное потребление в элитарной культуре стало основным, и оно ориентировалось, как правило, на принцип «лучше, чем у других», а его основным регулятором выступала символика демонстрации высокого социального статуса человека. Почти все варианты воплощения предметов престижного потребления, перечисленные выше, относятся к элитарной культуре.

Элитарная культура породила не только искусство, но и науку, образование, философию и т.п. Все области деятельности, которые требуют не только хороших умений, но еще и фундаментального образования, так или иначе, ведут свое происхождение из элитарной культуры.

Нужно сказать, что элитарная культура дала толчок к развитию еще одного важнейшего явления культуры – индивидуального творчества (в любой области). До этого все важнейшие проекты (например, строительство пирамид) выполнялись только путем объединения усилий множества людей. А здесь фреску в церкви писал один художник, философское сочинение – один философ и т.п. Эта индивидуализация форм деятельности в последующем сыграла решающую роль в развитии культуры в целом и ее профессиональной составляющей в частности.

Элитарная культура создала систему эталонов, идеальных образцов (овеществленных или теоретических) того, каков должен быть мир. Как системообразующая основа культуры в целом элитарная культура остается ее важнейшей составляющей до сих пор, в том числе и в специфических вопросах престижного потребления.

Третьей из рассматриваемых эпох стала индустриальная эпоха, которую современная наука отсчитывает от рубежа XV-XVI вв. Индустриальная эпоха характерна научно-технической революцией (даже серией таких революций в течение XVII-XX вв.) и радикальной демократизацией условий существования большинства населения [7]. Это привело и к существенным социальным переменам. Основными действующими лицами истории стали буржуазия и промышленный пролетариат, а основной культурой эпохи – массовая культура.

Здесь нужно помнить и о том, что социальные и культурные перемены в истории происходят медленно, и своих наиболее специфических культурных черт индустриальная эпоха достигла лишь к середине XIX в. [8]. До этого в социальной жизни городов доминировала элитарная культура.

Массовая культура родилась на волне ускоренной урбанизации середины XIX в. (города нуждались в радикальном увеличении числа промышленных рабочих). Нужно было чем-то заполнить досуг этих переселенцев из деревень. И эту функцию стала выполнять массовая культура. Народная и элитарная культуры проникнуты фундаментальными ценностями (народная отражает крестьянские представления о структуре и сущности мироздания; элитарная – аристократические представления о социальной иерархии общества) и выполняют определенные воспитательные, дидактические функции. Массовая культура никаких фундаментальных ценностей и представлений не отражает; это только культура развлечения. Массовая культура начиналась с ресторанных оркестров, развлекавших едящую публику. В Европе в течение всего XIX века получили широкое распространение различные театрализованные развлекательные постановки: водевили, оперетты, мюзик-холлы и пр.

Формы престижного потребления в массовой культуре регулировались уже не богатством и не социальным статусом заказчика, а модой. Что модно, то и престижно. Мода распространялась не только на одежду, но и на образ жизни, увлечения теми или иными артистами и т.п. Мода вернулась к крестьянскому принципу престижности «не хуже, чем у других». Если все ходят в джинсах, то и я не хуже других. В этом вопросе социальный статус человека уже не играл существенной роли.

Разумеется, параллельно существовали и элитарная, и народная культуры. Но их аудитория как шагреневая кожа с годами все больше и больше ужималась. Показательно, например, что в концертах классической музыки к концу ХХ в. больше половины зала уже занимали сами музыканты, пришедшие послушать коллегу. Массовая культура постепенно превращалась в общенациональную культуру всего населения, как в городе, так и в деревне.

Начиная с последней трети ХХ в., по мнению футурологов, наиболее развитые страны вступили в новую эпоху – постиндустриальную [9]. Основным производителем в экономике стала наука, а предметом производства – новые знания (а материальные изделия – вещи – это уже вторичный по значимости продукт производства). Поменялась и социальная структура общества. Все более значимую социальную роль стали играть офисные служащие, т.е. по существу управленцы компаний, о чем предупреждали ученые еще полвека назад [10].

Определенные эпохальные изменения произошли и в культуре. Новая культура еще не получила устоявшегося названия. В ряде работ ее именуют «посткультурой» [11], или культурой «трансмодерна» [12]. Я же, отталкиваясь от уже общепринятого термина, обозначающего художественный стиль новой эпохи – метамодернизма [13], предпочитаю называть новую культуру – метакультурой.

Это не следует путать с метакультурой Д. Андреева (1 половина ХХ в.), фактически означавшей локальную цивилизацию [14]. Здесь же речь идет о метакультуре, представляющей собой попытку синтеза многих исторических и региональных культур, рождающуюся в условиях возникновения единого планетарного информационного поля.

Метакультура (точнее ее художественно-стилевое проявление метамодернизм), по мнению теоретиков, прослеживается с 90-х гг. ХХ в. [15]. Она отличается тем, что в своих интерпретациях избегает деления культуры на «высокую» (элитарную) и «низкую» (массовую), а стремится оценивать любые культурные явления как равнозначимые. Этот повышенный демократизм метакультуры, игнорирование социальной неравномерности культуры в целом, естественно, имеет как положительные, так и отрицательные последствия.

Если модернизм пытался классические содержания и смыслы передать через экспериментальные формы, а постмодернизм, наоборот, пытался в классических формах сконструировать экспериментальные содержания и смыслы, то метамодернизм олицетворяет колебания между этими крайностями и попытку их объединения [16]. Это сближает всю метакультуру со структурализмом.

Метакультура формально базируется на формах интернациональной массовой культуры 2 половины ХХ в., ставших в развитых странах фактически общенародными, распространенными у всех классов и сословий (естественно, в разной степени для разных сословий). Но в отличие от массовой культуры ХХ в., преследовавшей преимущественно развлекательные цели, современная метакультура имеет четкую содержательную идеологическую программу. Это личная свобода человека и законодательное обеспечение его прав. Именно тема культуры как культа свободы стала доминирующей в общественном сознании постиндустриального общества конца ХХ – начала XXI вв. [17].

Вопрос о внешних выражениях социальной престижности в метакультуре принял своеобразную форму. Уже малоактуальными стали прежние принципы «лучше, чем у других» и «не хуже, чем у других». Престижность форм метакультуры стала определяться степенью их индивидуальности. Модно (и в одежде, и в образе жизни) то, что выражено индивидуально. В этом метакультура подобна современному бытовому танцу, в котором танцор не скован какими-то стандартными па, а свободен в индивидуальной пластической импровизации. Это по-своему закономерно. Всякая новая культура начинается где-то «с краю». Метакультура началась со свободного бытового танца. Об этой тенденции роста индивидуального начала в культуре тоже полвека назад предупреждал крупнейший социолог З. Бауман [18].

Наблюдая за современными тенденциями развития метакультуры, нетрудно заметить, что она не занимается решениями глобальных проблем, стоящих перед человечеством (например, предотвращением планетарного экологического кризиса и др.). А это значит, что метакультура – это не надолго, это только переходный этап к какой-то новой культуре будущего, которая и займется решением этих глобальных проблем.

Таким образом, мы видим, что в каждую эпоху культура (и особенно формы социальной престижности в ней) манифестировали какую-то идею, наиболее актуальную в данный момент. В первобытную эпоху ее народная культура манифестировала, главным образом, зависимость человека от природы и его покорность этой зависимости. В аграрную эпоху ее доминировавшая элитарная культура землевладельцев и священнослужителей манифестировала прежде всего социальное неравенство людей и четкость существующей социальной иерархии. В индустриальную эпоху ее наиболее распространенная массовая культура городских низов, наоборот, стремилась манифестировать гражданское равенство всех сословий. Сейчас в постиндустриальную эпоху новая метакультура всего населения манифестирует преимущественно индивидуальную культурную независимость каждого, его политическую и интеллектуальную свободу.
 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] См., например: Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. 440 с.; Столяр А Д. Происхождение изобразительного искусства. М.: Искусство, 1985. 300 с.
[2] Захаров А.В. Традиционная культура в современном обществе // Социологические исследования. 2004. № 7. С. 105-115.
[3] Костина А.В. Национальная культура – этническая культура – массовая культура: «Баланс интересов» в современном обществе. М.: УРСС, 2009. 216 с.; см. также: Костина А.В., Флиер А.Я. Культура: между рабством конъюнктуры, рабством обычая и рабством статуса. Коллективная монография. М.: Согласие, 2011. 680 с.; Костина А.В., Флиер А.Я. Три типа культуры – три функциональные стратегии жизнедеятельности // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2009. № 2 (18). С. 23-36.
[4] Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. 350 с.
[5] Le Goff, Jacques. La civilization de l’occident medieval. Paris: Arthaud, 1984 (Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс, 1992. 376 с.).
[6] Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима: Учебное пособие для высшей школы. М.: Индрик, 1993. 527 с.
[7] Braudel Fernand. La Dynamique du Capitalisme. Paris: Arthaud, 1985 (Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск: Полиграмма, 1993. 127 с.).
[8] Huntington Samuel P. The Third Wave. Democratization in the Late Twentieth Century. Norman and London: University of Oklahoma Press, 1991 (Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века. М.: РОСПЭН, 2003. 368 с.).
[9] См., например: Bell Daniel. The Coming of Post-industrial Society: A Venture of Social Forecasting. N.Y.: Basic Books, 1973 (Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Академия, 1999. 788 с.); Fukuyama Francis. The End of History and the Last Man. N.Y.: Free Press, 1992 (Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: АСТ, 2004. 488 с.) и др.
[10] Galbraith John Kenneth. The New Industrial State. Boston: Houghton Mifflin, 1967 (Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969. 1200 с.).
[11] Розин В.М. Посткультура как основание для различения понятий культуры [Электронный ресурс] // Культура культуры. 2019. № 2. URL: http://cult-cult.ru/v-m-rozin-postculture-as-the-basis-for-the-distinction-of-the-concepts-of-cultur/ (Дата обращения: 18.07.2020).
[12] Павлов А. Постпостмодернизм. Как социальная и культурная теории объясняют наше время. М.: Издательский дом ДЕЛО, 2019. 560 с.
[13] Vermeulen Timotheus van den Akker Robin. Notes on metamodernism // Journal of Aesthetics & Culture. 2010. Vol. 2. P. 1-14.
[14] Шабага А.В. Метакультура // Культурология. ХХ век. В 2 тт. СПб.: Университетская книга, 1998.  Т. 2. С. 34-35.
[15] Vermeulen Timotheus van den Akker Robin. Op. cit.
[15] Turner Luke. Metamodernism: A Brief Introduction [Электронный ресурс] //  Berfrois. January 10, 2015. URL: https://www.berfrois.com/2015/01/everything-always-wanted-know-metamodernism/
[17] См. об этом: Флиер А.Я. Добро и зло в культурно-историческом понимании [Электронный ресурс] // Информационный портал Знание. Понимание. Умение. 2015. № 3. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2015/3/Flier_Good-Evil/ (Дата обращения: 21.07.2020); см.также: Флиер А.Я. Человек и культура: параметры сопряженности /[Электронный ресурс] // Культура культуры. 2015. № 2.  URL: http://cult-cult.ru/human-and-culture-factors-of-congruence/ (Дата обращения: 16.9.2017); Флиер А.Я. Культура как репрессия. М.: Диаграмма, 2006. 320 с.
[18] Bauman Zyigmunt. The Individualized Society. Cambridge: Polity, 2001 (Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002. 390 с.).

© Флиер А.Я., 2022

Статья поступила в редакцию 15 июля 2021 г.

Флиер Андрей Яковлевич,
доктор философских наук, профессор,
главный научный сотрудник
Российского НИИ культурного
и природного наследия им Д.С. Лихачева,
профессор Московского государственного
лингвистического университета
e-mail: andrey.flier@yandex.ru

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG