НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

А.Я. Флиер. Системная модель социальных функций культуры

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

В.М. Розин. Особенности и конституирование музыкальной реальности

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

И.В. Кондаков. Кот как культурный герой: от Кота в сапогах – до Кота Шрёдингера

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)

И.Э. Исакас. Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

ДУЭЛЬ

А.Я. Флиер. Неизбежна ли культура? (о границах социальной полезности культуры) (Философская антиутопия)

А.А. Пелипенко. Культура как неизбежность (о субъектном статусе культуры)


Анонс следующего номера

 

 

Г.В. Драч

О культурной изменчивости и социальной динамике
(обращаясь к работам А.Я. Флиера)

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению культурологических идей А. Я. Флиера, которые не только позволяют реконструировать пространство культурологической теории, но и выступить в качестве методологического основания конкретных культурологических исследований. В этом качестве, обращаясь к работам Флиера, автор статьи выделяет проблему социально-исторического (всемирно-цивилизационного) монизма и культурного (локально-цивилизационного) своеобразия. Центральной, по мнению автора статьи, выступает идея Флиера об изменчивости культурных форм, выступающих в контексте социодинамики культуры основным способом обеспечения социокультурной и цивилизационной устойчивости. Акцент переносится с умозрительных построений о едином цивилизационном развитии человечества на анализ своеобразия различных типов культур и конкретных культурно-исторических траекторий развития.

Ключевые слова: идея, культура, культурная идентичность, культурная изменчивость, социальная динамика, цивилизация, наука, глобализм.
 

Идеи, понятия, концепты и аргументы, содержащиеся в многочисленных работах Андрея Яковлевича Флиера, давно уже стали неотъемлемой составляющей отечественного универсума культурологической мысли. Он один из тех исследователей, которые не оставляют без внимания и интереса состояние культурологии как области научного знания. Поэтому конститутивные основания культурологии, размышления о ее предмете, задачах и т.д. – это те вопросы, которые для него всегда входили и входят в число приоритетных. Андрей Яковлевич – энтузиаст, один из основоположников российской культурологии, само появление которой знаменовало радикальные изменения не только в системе гуманитарного знания и образования в целом, но и положения страны в мире, связанного с распадом СССР и необходимостью ее нового позиционирования. Надвигалась огромная, полностью не решенная и по сегодняшний день и не решаемая без обращения к культурологии, проблема национальной идентичности. Культурология в этой ситуации не только занимается самообоснованием, но и выступает своего рода теоретико-методологическим основанием рассмотрения поставленных проблем. Среди них выделим проблему социально-исторического монизма и цивилизационного своеобразия. Обращение к работам Андрея Яковлевича позволяет это сделать.

Социальная динамика общества и проблемы культурной идентичности представляют сегодня средоточие наиболее острых и злободневных проблем, наиболее актуальных для современной России, вновь оказавшейся перед лицом цивилизационного выбора. В.И. Пантин и В.В. Лапкин, обращаясь к проблеме трансформаций национально-цивилизационной идентичности, происходящих в российском обществе еще в 2004 году, на первый план выдвинули вопрос об «особом пути». Они приводят наиболее радикальные воззрения на этот счет: «…"особый путь" развития России или какого-либо другой страны – нонсенс, поскольку существует единый универсальный путь экономического, социально-политического и культурного развития, открытый странами Запада» [1]. Но взгляды радикал-либералов вызывают возражения и критику, поскольку копирование западного опыта (пусть и болезненного, но рассчитанного на непродолжительный период жизни одного поколения) не приводит к желаемым результатам, а на дворе уже не 2004-й, а 2020-й год.

Как ни может показаться странным, но ряд положений в пользу единого для всего человечества пути социально-экономического развития, содержащихся в марксистском проекте линейного исторического развития, чреваты европоцентризмом (об этом справедливо пишет Л.Б. Алаев, к которому мы еще вернемся). Отказ от марксизма делает невостребованными положения о «производительных силах» и «производственных отношениях», о «базисе» и «надстройке» и т.д. и т.п. Но достаточно ли этого для преодоления европоцентризма? Рождение культурологии ознаменовало отказ от представлений производного характера культуры. В понимание культуры как фундаментального основания общественной жизни и формы организации социального опыта Андрей Яковлевич внес существенный вклад. В этом же контексте присутствуют размышления об историческом своеобразии отдельных культур. В первую очередь, он считает необходимым разделить изменчивость культурных форм и культурных содержаний. «Главная причина исторической изменчивости (пластичности) культурных форм, на мой взгляд, связана с латентным стремлением сохранить устойчивость культурных содержаний и смыслов социальной жизни сообщества» [2].

Внешние условия социального бытия меняются от столетия к столетию, от эпохи к эпохе и доминирование Запада можно отнести лишь к XIX столетию. Сохранение традиционных культурных форм делало возможным не только адаптацию того или иного этноса к природе, но и к социальным, политическим и экономическим текущим изменениям. Культура избавляется от своих устаревших формообразований, что и позволяет сохранить неизменными свои содержательно-смысловые основания, обеспечить устойчивость культурных традиций. Конечно, меняются миры культур и гибнут цивилизации. Но много ли таких событий в человеческой истории? А вот сохранение мировых цивилизаций Востока, Запада и России говорит, воспользуемся словами Андрея Яковлевича, о том, что «изменчивость культурных форм является основным способом обеспечения устойчивости культурных содержаний» [3].

Однако, и это особенно значимо и интересно, дискуссии здесь только начинаются. В частности, в солидном исследовании известного индолога Л.Б. Алаева «Проблематика истории Востока» [4] содержится концепция линейного исторического развития, но, связанная с отказом от единой ранее для всех гуманитарных наук универсальной теории Маркса, она подвигает к междисциплинарному анализу, в котором, как ни странно, автор если не культурологии, то ее разделу – цивилизациологии не находит места. Да и тотальный отказ от Маркса в настоящее время – это еще во многом и отказ от межкультурного диалога как со странами Запада, так и Востока. Конечно, здесь есть свои проблемы: «Оправданным и своевременным кажется опора на философию как универсальный язык межкультурного диалога. Вместе с тем, ее современные проекты, такие как герменевтика, структурализм, марксизм, позитивизм и феноменология явно исчерпали свои возможности» [5]. Искусство, язык, литература – это языки общения, позволяющие преодолеть европейское высокомерие, о котором пишет Эдвард Саид, сочувственно цитируемый Алаевым. Но и до Саида Достоевский говорил об этом же. Открывается пространство проблематики культурных взаимодействий. В этом случае в человеческой истории учитывается еще один важнейший фактор коммуникации – язык силы. Конечно, модальности коммуникационного (а значит и исторического) процесса качественно разнообразны, но именно так локальные особенности становятся фактором (иногда и определяющим) мирового развития. «Языки описания цивилизационного процесса в этнологии и культурологии, географии и биологии, физиологии и филологии, социологии и психологии, антропологии, теологии характеризуют качественно различные модальности исторического процесса» [6]. В частности, сегодня очевидны различия в ментальных и онтологических основаниях основных мировых цивилизаций, вернее, в основаниях их культур, на которых созданы эти цивилизации.

Для Флиера это проблема культурных отличий и их самопроявления. В этом случае умозрительные рассуждения об одном и или нескольких факторах культурного развития или же их множестве становятся излишними. Хотя один, действительно «основной вопрос», остается. Он весьма выразительно поставлен Л.Б. Алаевым: «Так что же двигает человечество? Ведь большинство обществ и цивилизаций вовсе не динамично. Они стремятся приспособиться к экологической нише, создать антропобиоценоз. Однако пока что всегда находились общества, которые совершали прорыв в новое качество, к новому технологическому уровню, к новому пониманию самих себя и отношений между людьми, и увлекали за собой остальных (каждый раз далеко не всех). Поддаются ли все эти прорывы рациональному объяснению?» [7]. Вопросы развития техники и технологических обновлений прочно вошли в культурологическую тематику и вовсе не делают культурные измерения одномерными.

Алаев же, принимая гипотезу «веерного» исторического развития, основанного на совершенствовании техники и технологий, делает интересное замечание: «Весьма правдоподобно, что технический прогресс объясняется особенностью духовного склада людей, степенью свободы личности» [8]. Далее же он возвращает нас к линейному концепту истории: «Но история показывает, что только один путь совершенствования оказался успешным, именно путь совершенствования техники, остальные же пути привели сообщества к состоянию незащищенности от соседей, и, в дальнейшем, к деградации и, часто, оканчивались исчезновением. Возможно, что общества австралийских аборигенов оказались в чем-то совершеннее европейских, однако жестокий факт состоит в том, что австралийские аборигены не одни живут на Земле» [9]. Вот позиция, которая все объясняет. Культурные взаимодействия и цивилизационный выбор, по Алаеву, отодвигают на обочину исторического развития несостоявшиеся народы и нации. Историческое развитие можно осмыслить непротиворечиво лишь во всемирном масштабе, на региональном, локальном уровне оно не просматривается. Но его персонифицирует носитель мирового прогресса и его бессменный лидер – Запад, интеллектуальные и моральные преимущества которого интуитивно угадываются.

У Флиера выстраивается иная логическая цепочка исторического развития культуры, понимаемого «не в умозрительном масштабе всего человечества, а на уровне социальных потребностей обыкновенного человека». Культура действительно делает возможной жизнь в ее изначальных смыслах и систематизирует базовые ценности человеческого бытия – природного и социального, разделяя мир на плохое и хорошее, благо и зло. Но культура привязывает человека через эти ценности к конкретным обстоятельствам места и времени и создает «символическую карту», по которой человек ориентируется в социальном пространстве. Понятно, что «изменчивость культурных форм», выступая ядром культурного основания, позволяет индивиду и обществу адаптироваться к изменяющимся условиям социальной жизни. «При взгляде на культуру в этом ракурсе становится понятной упорядочивающая роль культуры не только в регуляции социального поведения человека, но и в системном восприятии им мира как социального порядка, т.е. культура раскрывается в еще одном своем качестве – как программа системного мировосприятия и ориентирования человека в социальном пространстве [10].

Положение об «изменчивости культурных форм» одно из центральных в работах Флиера. Оно трансформируется в ряд обобщающих утверждений – о «возрастании динамики культурной изменчивости», об исторической динамике культуры, имеющей «направленность развития от необходимости к свободе..., от локальной ограниченности ("своеобразия") к глобальной плюральности и т.д.» [11]. Остановимся на возникающих в данном контексте вопросах. Первый – об адаптационно-приспособительном типе отношения к природе, которое присутствует у Флиера в понимании культуры как универсальной системы взаимодействия человека со средой и фундирует социально-культурные различия. Здесь возникают вопросы о нормативности культуры и ее результативности, о ее «местном своеобразии», которое может быть и причиной «социального аутсайдерства» [12]. Второй – о некоторых стадиальных особенностях культуры на пути ее исторического развития. При этом автор обозначает основные параметры в характеристике той или иной стадиальной культуры: «целевые и функциональные приоритеты культуры»; «приоритетные средства их осуществления»; «культурного источники содержательного наполнения культуры» и т. д. [13].

В этом контексте вполне допустимо вести речь о прорыве в мировом историческом развитии, совершенном греками. С ним тесно связан вопрос о европейской рациональности и науке, об изменениях исторического вектора развития человечества. М.К. Петров видел в культуре способ сохранения гомеостазиса в отношениях человека с природой, выделяя два типа взаимоотношений с природой (функционирующих как система субъектно-объектных отношений по обмену веществ с природой): естественный, стихийный и второй – искусственный (организованный). Первый, используя понятийный аппарат кибернетики, он расценивал как строящий отношения с природой по типу отрицательной обратной связи, снимающий негативные последствия отношений к ней человека. Он характерен для стран с традиционной культурой. Второй – как процесс регулирования по способу актуального преобразования природы и прямой положительной связи [14]. Первый тип характерен для земледельческих обществ традиционной культуры, вся деятельность которых по активному преобразованию среды подчинена сохранению гомеостазиса. Второй тип базируется на установке «господства над природой», он формирует научно-технический вектор развития.

Как отмечал В.С. Стёпин, кибернетический подход позволял рассматривать как саморегулирующуюся систему не только техническое устройство или биологический организм, но и человеческое общество. «И подобно тому, как формирование новых видов организмов в процессе эволюции связано с изменением генетических кодов, так и в развитии общества трансмутации фундаментальных жизненных смыслов и ценностей культуры, ее базисных социокодов выступают условием возникновения новых типов общества (социальных организмов)» [15]. Такое новое общество создали древние греки, которым универсалии языка и мышления позволили открыть объективный детерминизм вещей внешнего мира. Греки размежевались с традиционными культурами Востока, хотя и многое переняв у этих древних культур (наука в ее первоначальных формах получила развитие на Востоке, а также письменность, искусство и т. д.).

Греки сформировали новый тип культуры – «агональный» и новый тип человека – Agonalische Mensch (Якоб Буркхардт). Культурные ценности «человека агонального», полисный рационализм и правовое сознание, культура доказательства, аристотелевская аподейктика и эвклидова геометрия – единый культурный ряд, формирующий основания Европы как доминирующего типа развития. Наука, со всеми ее преимуществами и современными негативными последствиями, не является результатом и вершиной естественного цивилизационного развития. Античность сформировала теорию как способ причинного объяснения и систему доказательств. Европейская экспериментальная наука рождается как преодоление Аристотеля и формирование механистической картины мира [16]. Дж. Нидам в проводимых им историко-научных исследованиях специально ставит вопрос о науке на Востоке и на Западе и характеризует причины европейского происхождения науки, отмечая культурные особенности Европы в эпоху Ренессанса. Он пишет о «великом титровании наук в Древнем Китае», китайской «организмической» науке [17]. Важно и то, что культура агональности, хотя и использовалась в Китае для личных достижений, не разрушала сложившуюся систему управления – мандарината. В то время как у греков равное положение перед законом ставит их в позицию принудительного социального творчества.

Но, по существу, развитие науки, образования, формирование агональной личности и рационального мышления невозможно вне рациональных координат европейской культуры, покоящейся на глубоких личностных основаниях гражданского общества. Должно ли это вести к унификации культурного развития? Да, экспериментальная наука – институт европейской культуры XVII века. Решающим обстоятельством выступает то, что сегодня страны традиционной культуры превратились в промышленных гигантов, поскольку осуществилась ранее и немыслимая трансплантация науки в инокультурную среду. Некоторая двойственность при таком рассмотрении остается – европейский вектор развития, которому подчинено мировое развитие, не исключат локальных особенностей. Понимание культурологии как нового направления в общественно-научном знании, предлагаемое Флиером, может выступить в роли «методологических принципов» в рассмотрении вектора и основных этапов общественного развития и разрешения такого рода противоречия. Прежде всего, в деконструкции положения о «закономерном историческом развитии», распространяющемся на все страны и народы, содержащем скрытый и явный европоцентризм и фундирующим любую концепцию культурного развития (даже если декларируется отказ от марксистской теории формационного развития), игнорирующую культурные и национальные особенности.

Дело в том, что социальная динамика и культурная изменчивость представляют собой единое целое, поскольку исторические изменения – это всегда серия социальных трансформаций и модификаций. Андрей Яковлевич отмечает, что в наше время в качестве самостоятельных культурных локусов уже фигурируют художественные стили, массовая культура, медиакультура, молодежные субкультуры и др. Их можно воспринимать как показательные проявления устойчивой тенденции к раздроблению человечества, его социальной и культурной разобщенности «на все более мелкие субкультуры и культурные группы», отличающиеся характерным образом жизни и принятыми ценностями. Конечно, возникает вопрос о том, окажет ли подобная нарастающая культурная дифференциация воздействие (и какое?) на традиционные социальные и национальные сообщества со своими специфическими культурами? Флиер склоняется к тому, что, скорее всего, окажет, но только в отдельных регионах: «На мой взгляд, в обозримом будущем человечество будет развиваться по расходящимся социокультурным векторам, и социокультурное устроение Запада (Европа, Америка и Австралия) будет существенно отличаться от восточного (Азия), а вместе они будут разниться с Югом (Африка и Океания) и Крайним Севером. Уверенность эволюционистов XIX в. в единстве путей развития всего человечества оказалась научной утопией [18].

Вызывает интерес в этой связи еще ряд положений Флиера. Право на культурные отличия и культурные самопроявления личностей, стран и народов становится нормой сегодняшнего дня. Хотя культурология интересуется культурой как нормативным способом поддержания и обеспечения форм коллективного существования, в ней существует и особое направление – «историческая культурология». Отличаясь от истории культуры как исторической специальности, она позволяет избавиться от логики доминирования европейской социальной системы развития научного знания, поскольку оставляет за собой право реконструировать изначальный смысл культур и народов, соединяющий в ней прошлое и будущее, традиционные ценности и природную среду обитания, что в условиях трансплантации науки и развития техники превращает их в равноправных игроков на мировой сцене. Становится возможным выделить «собственно культурологию, изучающую культуру как совокупность типов (стадиальных, региональных, социальных, функциональных и т.п.) и норм, моделируемых на тех или иных основаниях, на чертах сходства разных культурных явлений; <и> историю культуры, изучающую культуру как совокупность уникальных феноменов во всей глубине их своеобразия» [19]. Эти два подхода образуют единое целое и имеют теоретическую и методологическую ценность в решении конкретных проблем исторической динамики культуры, формируя пространство культурологической теории, вклад в развитие которой, принадлежащий Андрею Яковлевичу Флиеру, трудно переоценить.
 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Пантин В.И., Лапкин В.В. Трансформация национально-цивилизационной идентичности современного российского общества: проблемы и перспективы // Общественные науки современность. 2004. № 1. С. 59.
[2] Флиер А.Я. Культура в системе наук // Вестник культуры и искусств. 2016. № 4 (48). С. 50.
[3] Там же.
[4] Алаев Л.Б. Проблематика истории Востока. М.: URSS, 2019. 509 с.
[5] Марков Б.В. Цивилизационное развитие России в контексте геофилософии // Вестник РФО. 2020. № 1-2 (91-92). С. 28.
[6] Там же.
[7] Алаев Л.Б. Указ. соч. С. 117.
[8] Там же. С. 123.
[9] Там же.
[10] Флиер А.Я. Указ. соч. С. 51.
[11] Флиер А.Я. Вектор культурной эволюции // Культурологическая парадигма. Исследования по теории и истории культурологического знания и образования. Научный альманах. 2. Культурологические интерпретации социальной динамики. М.: Согласие, 2011. С. 118.
[12] Там же.
[13] Там же.
[14] Петров М.К. Проблемы детерминизма в древнегреческой философии классического периода. Ростов-на-Дону: Изд. ЮФУ, 2015. С. 47.
[15] Стёпин В.С.  У истоков новой методологии историко-философских исследований (методологические идеи М. К. Петрова) // Петров М. К. Проблемы детерминизма в древнегреческой философии классического периода. Ростов-на-Дону: Изд. ЮФУ, 2015. С. 327.
[16] Драч Г.В. М.К. Петров об интеллектуальной революции XVII в. // Вопросы философии. 2019. № 1. С.116-123.
[17] Нидам Дж. Общество и наука на Востоке и на Западе. // Наука о науке. Пер. с англ. М.К. Петрова. М.: Прогресс. 1966. С. 149-177.
[18] Флиер А.Я. Культурология в системе наук. С. 48.
[19] Флиер А.Я. Феномен культурологии (опыт новой интерпретации) // Культурологическая парадигма. Исследования по теории и истории культурологического знания и образования. Научный альманах. 1. Познавательные возможности  культурологии. М.: Согласие, 2011, С. 58.

© Драч Г.В., 2021

Статья поступила в редакцию 18 октября 2020 г.

Драч Геннадий Владимирович
доктор философских наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ,
научный руководитель Института философии
и социально-политических наук,
Южного федерального университета
(Ростов-на-Дону)
e-mail: gendrach@mail.ru

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG