НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

А.Я. Флиер. Системная модель социальных функций культуры

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

В.М. Розин. Особенности и конституирование музыкальной реальности

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

И.В. Кондаков. Кот как культурный герой: от Кота в сапогах – до Кота Шрёдингера

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)

И.Э. Исакас. Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

ДУЭЛЬ

А.Я. Флиер. Неизбежна ли культура? (о границах социальной полезности культуры) (Философская антиутопия)

А.А. Пелипенко. Культура как неизбежность (о субъектном статусе культуры)


Анонс следующего номера

 

 
 
М.И. Козьякова

Этикет как феномен культуры

Аннотация. В статье рассматривается сущность и происхождение этикета как сугубо европейского культурного явления, поначалу придворного, а затем все более демократичного ритуала публичного поведения человека, преимущественно добровольного, в противоположность императивному обычаю, традиции и т.п. Подвергается критике вульгаризированное переносное употребление этого термина.

Ключевые слова. Культура, этикет, ритуал, церемониальное поведение.
 

Этикет является феноменом культуры, и потому его анализ следует проводить в первую очередь в культурологическом, историческом, социальном плане, то есть проследить истоки, генезис, эволюцию этого явления. Вначале необходимо определить понятие, поставить его в определенные рамки, очертить  границы анализа.  

Этикетом называются правила поведения в обществе. Такой может быть самая краткая дефиниция, которая, естественно, нуждается в уточнении и комментариях. В лапидарной формуле, однако, важным смыслом наделено каждое из слагаемых триады: во-первых, фиксируется существование правил, представленных в этикете, во-вторых – речь идет об акциональной, поведенческой сфере, в-третьих – формулируется как необходимое условие наличие общества, публики, что указывает на принципиальность социального взаимодействия.

Обратившись к словарям, можно найти в них похожие определения. Этикет, это:

• (франц. etiquette) установленный порядок поведения, форм обхождения где-либо (далее следует перечисление отдельных сфер и областей) [1];

• установленный порядок образа действий, поведения, форм обхождения…[2];  

• установленный порядок поведения, форм обхождения в какой-л. среде, в определенных условиях [3];

• совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям …[4];

К  этим словарным статьям можно добавить несколько вариантов из Интернета [5]:   

• система установленных в определенной культуре требований, предъявляемых к поведению человека в различных ситуациях. — Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам);

• традиционные общепринятые правила поведения. — Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации;

• правила поведения в общественном месте. — Словарь бизнес терминов на Академике.ру, 2001.

Все вышеприведенные дефиниции достаточно единообразны, отличаясь в плане перечисления сфер применения этикетных правил, набора ситуативных признаков. Интересней определение В. Даля, добавляющее колоритные детали и оттенки, отражающие специфику времени:

• чинъ, порядокъ, свъетский обыкъ внешних обрядовъ и приличия; принятая, условная, ломливая вежливость [6].  

Также показательны в историческом плане синонимы этикета:

• знак, приличие; вежливость, пристойность, бонтон, благопристойность...  [7].

Итак, этикет – это поведение человека. Но термин «поведение» подвержен темпоральной нюансировке, временному дрейфу, трансформирующему смысловой контент. В начале XX в. он понимался исключительно как оценочная категория, характеризующая степень соответствия человека предъявляемым к нему требованиям: «высокое» и «низкое», «подлое», «благочестивое» и т.п. В настоящее время в науке поведение рассматривается как сложный и многоплановый комплекс взаимодействия с окружающей средой, как активность, присущая живым организмам [8]. У человека она регулируется на разных уровнях биологическими, химическими, др. процессами, в том числе высшими психическими формами, интеллектом и сознанием, связана с мировоззрением, нравственно-этическими представлениями.

Поведение подчиняется и управляется законами антропологии и психологии, социологии, этики – следовательно, его паттерны могут соотноситься с разнообразными аспектами: оно может быть рассмотрено как «мужское» или «женское», «рыцарское» или «богемное», «достойное» или «маргинальное» и т.п. Поскольку возможно позиционирование культуры как поведенческой программы, обеспечивающей коллективный характер жизнедеятельности людей [9], то этикет выступает как часть, патроним культуры. Он относится к локальной, ограниченной сфере совместной жизнедеятельности. Включенный в культурный универсум, он может быть представлен как социальный феномен, продукт нормативных социальных контактов, как совокупность норм и правил взаимодействия и общения людей.  

Поведение включает в себя внешние проявления физиологических процессов [10], в том числе движения и жесты, действия и поступки, речь; оно служит для установления контакта с внешним миром, может подлежать экстернальной оценке. Человеческое поведение активно и деятельностно, выходит за рамки реактивного приспособления к условиям существования. Реактивным или «полевым», как комплекс реакций на окружающую среду, «поле», оно остается в детском возрасте, а также в особых случаях – например, при психических заболеваниях. Деятельность, как специфически человеческая активность, опосредуется сознательно поставленными целями. Она всегда зависит от онтологического контекста, определяются через взаимодействие со своей социокультурной и материально-предметной средой. Человек и среда, человек в среде, их взаимовлияние – такова доминирующая установка.   

Поведение в публичном пространстве может определенным образом маркироваться, специально организовываться, а соответствующая сфера оцениваться как особо важная, предназначенная для конкретных целей и потому выделенная в культурном семиозисе. Следовательно, сфера поведения будет детерминироваться как бинарная структура, поскольку она не только принципиально может, но и «обычно делится на две части: семиотически маркированную и нейтральную. К первой относятся все виды общественного поведения, которые воспринимаются самими носителями данной культуры как специально организованные. Они выделяются на нейтральном фоне обыденного поведения как особо значимые, ритуальные и этикетные. Им приписывается высокая государственная, религиозная, сословная, эстетическая и проч. ценность» [11]. Таким образом, поведение может быть первоначально структурировано как два вида, противоположных по своему характеру и назначению; оно разделяется на социально немаркированное и потому «нейтральное» и на социально маркированное, оцениваемое, статусное.

Первый тип — «обычное», «домашнее», бытовое поведение, которое описывается феноменом рутины. Его смыслообразующее ядро составляет семантика тривиальности, некоего регулярно повторяющегося действия, бытовой вещественной формы, становящейся в силу этого привычными, заурядными, обыденными. Оно принадлежит миру «естественной установки», «стихийности бытия» с его бесконечной вариабельностью мелочей, неуловимых и ускользающих от внимания наблюдателей.

Эти повседневные практики создаются коллективной традицией, а творчество в данной сфере всегда безымянно. Единичное «Я» здесь растворяется в массовом, в господствующих стилях жизни и способах времяпрепровождения, стереотипах поведения или языковых клише. Повседневные практики не поддаются рефлексии, они потребляются в известной степени бессознательно: здесь жизнедеятельность предстает как нерефлектируемая очевидность, воспринимается как якобы ненормируемая и безоценочная. Это представление иллюзорно, что проявляется при нарушении социальных и статусных норм: «на самом деле речь должна идти не о неорганизованности, а о нейтральности организации этой сферы, ее немаркированности» (Ю. Лотман).

Оппозицией к повседневному является церемония, ритуал. Искусственность, артифицированность ритуала позволяет охарактеризовать его как сложное символическое действо, которое не ориентировано на достижение какого-либо непосредственно практического результата. Оно приурочено к важным этапам общественной жизни: с помощью ритуала преодолевается сакральный барьер между различными сферами, периодами, состояниями бытия – между жизнью и смертью, между возрастными и статусными группами; также с помощью этого действа закрепляется статус, принадлежность к сакрально-значимой группе, культовому сообществу (Ю. Левада) [12].  

Первоначально ритуальный комплекс практически полностью принадлежал религиозной, культовой сфере. По мере секуляризации общественной жизни соответствующие культовые практики теряют сакральное содержание, трансформируются в торжественные церемонии, имеющие важный государственный или социальный смысл. Это придворный церемониал, в том числе торжественный выход государя, прием послов и др. Он может быть соединен с сакральными религиозными актами: так, чин коронации – торжественное вручение царю символов его власти, сопровождался таинством миропомазания и другими обрядами. Светский ритуал наследует внешнюю форму культовых практик, ориентируясь на специальные приемы оформления знаковых событий, что можно наблюдать в церемонии вступления в брак, в ритуале похорон, принесения присяги, вступления в должность, инаугурации и др.

Этикет занимает промежуточную позицию, находится в перекрестье обоих сфер. Бытовое поведение, подчиненное этикетным нормам, становится семиотически выделенным, знаковым: это не ритуал, но ритуализированное поведение. «Сфера бытового поведения также сделалась маркированной. Оставаясь именно бытовой и противопоставленной высоким формам государственного поведения, она начала восприниматься как семиотически насыщенная» (Ю. Лотман) [13]. Специальным образом регламентированное, эстетически и семантически оформленное поведение институализируется как этикетное. Этикет – ритуализированное, статусно маркированное поведение человека в обществе. Это – «социально и семиотически урегулированное поведение» (Д. Лихачев). Синонимично определяются этикетные нормы у Т. Цивьян: это «такие правила ритуализованного поведения человека в обществе, которые отражают существенные для данного общества социальные и биологические критерии и при этом требуют применения специальных приемов…» [14].

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что по своему происхождению этикет является статусным, элитарным проектом. Его «элитарность» можно интерпретировать в нескольких аспектах, в первую очередь в генетическом, аксиологическом и в эстетическом плане. Эстетически осваивая окружающий мир, формируя эстетический идеал, «верхи» общества эстетизируют быт, художественно оформляя повседневность. Они инициируют этикетные практики, что требует свободного времени и средств, и потому доступно лишь немногим. Утонченное искусство жить, преобразуя обычные формы жизненного уклада в художественные, предъявляя высокие требования к индивидуальному стилю жизни – занятие элитарное, на котором «лежит отпечаток аристократичности» (Й. Хейзинга).   

Создавая рафинированную культуру, почитая необходимым строгое следование ритуалу, европейская аристократия старалась максимально дистанцироваться от массы населения: кастовость этикета, этикетная унификация призвана была отделять привилегированные сословия от простонародья. В обиходе предусматривались особые правила поведения для «благородных», которым необходимо было следовать, «дабы не прослыть варваром и мужланом». «Элитарность» этикета, как его атрибутивная историческая характеристика, постепенно исчерпывается, сходит на нет вместе с неуклонным расширением его социальной базы: этикет «демократизируется».

Сфера этикета включает, с одной стороны, правила обращения с предметами и вещами, с другой – гораздо более объемную и значимую совокупность правил «обращения с людьми», то есть правила и нормы коммуникации. Этикетная коммуникация структурирует общество, выстраивает иерархические порядки, тем самым регулируя социальное взаимодействие. Инструментальная схема, применяемая с этой целью, универсальна, она обладает широким спектром действия и в принципе пригодна для любого общества, поскольку ранжирует совокупность людей, используя три основных критерия – пол, возраст, статус. Соответственно выстраиваются три иерархии (старшинства):

1.    Женщина – Мужчина

2.    Старший по возрасту – Младший.

3.    Старший по статусу – Младший.  

Они гарантируют право на предоставление первенства: гендерная иерархия предоставляет преимущество женщине, возрастная – старшему по возрасту, статусная – соответственно лицу, имеющему более высокий статус. При совмещении, наложении различных неравенств порядок может варьироваться, правила предусматривали различные решения в зависимости от ситуации, от исторических, социальных условий. Общая схема могла дифференцироваться для каждой позиции, приобретая новые уровни и упорядочивая их соотношение. Например, замужняя женщина пользовалась преимуществом перед незамужней, даже старшей по возрасту; «дворянство шпаги» имело приоритет перед «дворянством мантии»; получение образования, окончание университета добавляло статусную позицию и т.п.

Эта схема является основой, скелетом построения всех многочисленных правил, связанных с предоставлением преимущества, будь то приветствие, правила занятия места, начала разговора, нанесения визита и т.п. Наиболее важной, доминантной позицией на протяжении всего существования этикетных норм являлась статусная. Она соотносилась с сословной принадлежностью, определялась знатностью рода, должностью, чином. Ее императивная позиция была несколько снижена в XX в. в связи с процессами демократизации, однако доминирование осталось.

Этикетом являются как сами теоретические правила, так и применение этих правил, то есть поведение отдельного субъекта. Подобная двойственность чревата возможным расхождением: должное может отделяться от сущего, идеал от практики. Практическая реализация этикетных норм зависит от трех факторов: знания правил поведения, умения их применять, и от последнего, не менее важного условия – желания актора. Нарушение одного из условий становится препятствием для их реализации.

Знание первично, оно может быть преподано в учебном заведении, в семье; также воспитателем, инструктором, гувернером; почерпнуто из книг. Далее необходима отработка навыков, привычка следовать им, известный автоматизм. Так, в светском обществе визитной карточкой являлись ловкость, привычка к исполнению необходимых формальностей – приветствий, поклонов и т.п.; и наоборот, заметные недостатки портили репутацию светского человека. Например, в России, в дворянском обществе первой половины XIX в. бросалась в глаза неловкость разночинцев, не имевших ранее подобной практики, не постигших с детства тонкости этикетной «науки». Однако автоматизм, заученность этикетных норм ни в коей мере не отменяли произвольный выбор, вариативность поведения. Необходимо было желание выполнять соответствующие требования – иногда его наличие либо отсутствие являлось принципиальной позицией, манифестацией нонконформизма. Показательно в этом плане поведение денди, демонстративно нарушавших законы светского общества, ставивших своей целью эпатаж светской публики.  

Этикет реализуется как «правильный» порядок действий, как поведение, которое подчинено определенным правилам. И сразу возникает вопрос: должно или же может быть подчинено? Какова степень императивности этикета? С одной стороны, выбор нормативного поведения далеко не обязателен, он свободен, поскольку не влечет за собой юридических санкций, применяемых при нарушении закона. Следование этикетным нормам носит не принудительный, но добровольный, в известной степени игровой характер. Игра в этом плане аналогична игре в интерпретации Й. Хейзинги – как некой универсальности, присущей человеческому бытию, как явлению, характеризующему культуру. В этикетной «игре», как и в других игровых сферах, устанавливается определенный порядок, маркируется игровое пространство, регламентируется время, состав участников.

При всей строгости и ответственности социальной игры, в ней в то же время наличествует свободная воля. «Правильное», соответствующее этикету поведение человек должен выбирать самостоятельно, принимая решение с учетом всех обстоятельств: будет ли он вести себя «этикетно» или же нет, нужно ли это ему, соответствует ли его интересам. С другой стороны, свобода в этом плане фиктивна, она предполагается лишь на абстрактном, теоретическом уровне. Практический выход за рамки этикетных норм всегда действует деструктивно, влечет за собой негативные последствия, спектр которых чрезвычайно широк: от репутационных издержек, упущенных возможностей и нереализованных амбиций – до личных, семейных, карьерных проблем, возможно, общественного остракизма.  

Как коммуникация, этикет предназначен для публичной сферы, является публичным актом, перформансом, который неизменно «разыгрывается» в «обществе спектакля» (Ги Дебор). Этикетная ситуация всегда предназначена для презентации, для обозначения себя, демонстрации собственного статуса. Это опыт экспонирования, выставленности на всеобщее обозрение, который может быть сравним с выступлением актера, чья роль оценивается публикой, находящейся в зале. Ловкость, непринужденность в следовании этикетным правилам можно оттачивать в одиночестве, но сами они служит для установления контакта и, следовательно, их выполнение в обязательном порядке подлежит экстернальной оценке – публичное пространство всегда подразумевает наличие постороннего наблюдателя, чужого «глаза», следящего за исполнением «партии». Количество зрителей и участников, их реакция, конечно, важны для исполнителя, но партия может быть и сольной – например, общий поклон.

Соло, монолог «исполнителя» не отвергает принципиальной диалогичности этикета: каждое действие всегда направлено на адресата коммуникации и требует обязательного ответа, хотя бы в степени «замечено», – как отмечает Т. Цивьян. Партнеры по коммуникации могут быть разделены временем и пространством – в таком случае речь пойдет о дистанционной коммуникации: степень удаленности при этом может быть значительна, хотя дистанция не играет принципиальной роли. В такой ситуации требуются вспомогательные, технические средства, будь то перо и бумага в эпистолярном жанре, или же телефон, интернет и т.п гаджеты в современной технической коммуникации. Здесь адресат представляет собой реальное, конкретное лицо, как в «эпистолярном» этикете или в общении при помощи новейших информационных технологий. Подобный диалог происходит также в литературе: это может быть «воображаемое присутствие» читателя, к которому обращаются авторы литературных произведений – например, при соблюдении «литературного этикета» (Д. Лихачев), при «этикетном» изображении персонажей древнерусской литературы.

Правила поведения, принятые в обществе, их изменение, нарушение, искажение всегда определяются (провоцируются) самим обществом, и этикетные нормы не являются исключением. Этикетные нормы включены в социальный контекст, социально и культурно обусловлены. Более того, они представляют собой систему наиболее искусственных, клишированных форм, которые практически элиминируют физиологические основы жизнедеятельности. Так, «исключены» из этикетной сферы кашель, зевание, чихание и т.п. эксцессы; естественные физиологические процессы – принятие пищи, сексуальные отношения превращаются в культурные явления, обставленные массой сложных ритуальных условностей.

Ограничивая аффекты, этикет играет важную роль в цивилизационном процессе [15]. Понимаемый как совокупность правил, этикет в известном смысле императивен: рождаясь из окружающего мира, он модифицирует и трансформирует его, порождая новые условия и смыслы, генерируя новый исторический и социальный дискурс. Результатом направленного воспитания становится появление эффективного механизма самоконтроля – связанный с этикетом, развивается культ самоограничений, жесткой дисциплины. Он  проявляется в овладении аффективными состояниями: в сдерживании эмоциональных проявлений, контроле за сексуальным поведением, за допустимым уровнем агрессивности (Н. Элиас). Самодисциплина постепенно упраздняет общественный контроль, который все более заменяется  самоконтролем.

Этикетная коммуникация осуществляется как речевыми, так и паралингвистическими (жест, мимика, тональность голоса), вещественно-знаковыми средствами (костюм, отдельные предметы, атрибуты). Этикетные нормы наделяются смыслом. В своей совокупности они образуют «язык», смысловой код, который используется в общении. В этикетном общении невербальная коммуникация играет не менее важную роль, чем собственно речь – она передает общий смысл, дублируя и поддерживая вербальную. Знаковым смыслом в светском обществе наделялся практически любой предмет: столовые приборы, трость, перчатки, лорнет, головной убор и т. п. Существовал, например, «язык веера» и предписания, как обращаться с ним в определенных ситуациях. Веер на парадных портретах держали закрытым, обратив в сторону зрителя – «молчание» веера говорило о сдержанном достоинстве изображенной на портрете дамы, ее благожелательном отношении к зрителю. Подобным образом интерпретируется семантика головного убора и практика обращения с ним: когда и как следует его носить, в каких случаях, каким образом его снимают и т.п.

В отдельных актах коммуникации реализуются различные функции, главной из которых для большинства этикетных ситуаций будет не информативная или экспрессивная, а фатическая, направленная на установление и поддержание контакта. Целью здесь является налаживание отношений, обмен эмоциями, достижение взаимного понимания. Вступая в диалог, организуя его, адресант имеет в своем распоряжении необходимый набор средств для создания собственного «текста», что он и делает, применяя на практике этикетные нормы. Произвольно компонуя, варьируя детали, меняя регистр или аранжировку, автор, то есть актор, субъект, создает собственное неповторимое «произведение», которое может быть оценено не только с позиции утилитарно-прагматической, как уровень освоения этикетной «грамоты», но и в эстетическом плане.

Кроме эстетических, этикет, функционируя в социуме, обладает также этическими характеристиками. «Этикет» и «этика» в своем происхождении не имели ничего общего, хотя часто делались заключения об их родстве, исходя из фонетики, схожести звуковой оболочки. Вместе с тем, они действительно могли идентифицироваться в ином, семантическом плане, который проявлялся все более зримо в процессе демократизации этикетных норм. Их семантическая близость приобрела бесспорную, фактологическую достоверность в современном этикете, который ориентирован на уважительное, вежливое отношение к партнерам. Аксиологическая схожесть была выявлена относительно недавно, в XX в., вместе с развитием лингвистической науки, когда, в частности, началось изучение речевого этикета.

Этикетные нормы условны, как и любой социальный продукт. Они конвенциональны по своей сущности, и так же условны требования по их соблюдению – релятивизм генерирует вариативность. В этикете существует множество градаций, степеней и оттенков. Так, в XIX в. вежливость рефлектировалась как учтивость, благопристойность, приличие; эти смысловые различия обуславливались историческими и социальными факторами. Сами правила, обязательность их выполнения, манера исполнения зависят от предложенных обстоятельств, от времени, места действия. Играет важную роль степень публичности, характер отношений репрезентантов: различно социальное взаимодействие знакомых или незнакомых людей, друзей или родственников, коллег, соседей, сослуживцев и т.п.

Европейский этикет можно рассматривать по региональному и временному принципу, ареалу распространения, углубляясь при этом в прошлое, анализируя жизненные реалии различных исторических эпох. Историческая ретроспектива дает возможность выхода на эволюционные процессы, тенденции и векторы развития, на культурную динамику, актуализированную в настоящее время.  

Возникновение термина «этикет» относится ко времени правления Людовика XIV. Французское слово etiquette, немецкое die Etikette имело значение «ярлык», «этикетка», «надпись», точнее «маркировка, закрепленная на колышке». Оно восходит к родственным по происхождению однокоренным голландским и немецким глаголам «втыкать», «вышивать», существительным «колышек», «укол». Первоначально это был колышек, который использовали торговцы, на нем закреплялась бумажка с названием товара. Голландский термин возник не случайно, Голландия в XVII в. была одной из самых развитых европейских стран, лидером мировой торговли. При дворе Людовика XIV использовались карточки с описанием последовательности церемоний и правилами действий, которые называли этикетками – название заимствовалось из языка торговцев. В русском языке вплоть до XX в. слово «этикет» использовалось  в значении «этикетка».  

Появление термина легализовало этикет, позволило перевести его из имплицитной в эксплицитную фазу существования. Название было присвоено уже наличествующей практике, поскольку само явление возникло гораздо раньше. Этикет имеет определенное время и место рождения, собственный «паспорт» и «прописку». Родиной этикета является Италия эпохи Возрождения, где игровой элемент культуры господствующей элиты выступает на первый план – «желание прекрасной жизни» (Й. Хейзинга) считается характерной чертой Ренессанса. Ренессансная стилистика опирается на новые гуманистические тенденции, наследует античную классику, традиции средневекового рыцарства. Интерес аристократии актуализировался как игра в «античность» или в «рыцарство», игра, которая происходила «над бытом», обретая семиотически насыщенную, статусно маркированную форму. Первый опыт этикетного экзерсиса в среде воинственной знати не отличался особым изяществом – этикет того времени избыточно демонстративен, патетичен и неуклюж. Но начало было положено – рыцарь учился быть придворным. Ренессансные итальянские дворы, двор бургундских герцогов становятся объектом подражания.

В Новое время пальма первенства переходит к Франции, этикет играет важную роль в культуре абсолютизма, в придворной жизни. Божественность и всевластие монарха находят выражение в тщательной разработке придворного церемониала – этикет используется как средство управления. В эпоху барокко он становится сложным, помпезным и манерным, в следующем столетии приобретает легкость и изящество рококо. Этикетность формирует ритуализированные формы поведения подданных, пронизывает весь служебный, общественный, семейный быт привилегированных сословий. Галантный век предлагает новую гендерную парадигму – культ «наслаждения»: этикетные нормы отражают гедонизм и сибаритство аристократии, сенсибельную модель культуры, получившую статус легитимированной нормы. Центр влияния смещается в XVIII в. от королевского двора к аристократическим салонам, сфера этикета расширяется, он выходит за границы дворянского сословия, проникает в буржуазные круги.

В XIX в. лидирует Англия, и этикет развивается под влиянием викторианства, восприняв в качестве императива идеологизированный фетиш приличий. Галантный век заканчивается вместе с закатом абсолютизма: эротическая тема отныне исключена из жизни общества, человек становится асексуальным. Появляется скрупулезная регламентация поведения, соблюдение внешних приличий – «хороший тон» превращаются в важнейший закон частной и общественной жизни. Упразднение сословных привилегий, статусная конкуренция способствуют дальнейшему распространению этикета в среднем классе, в буржуазной и мещанской среде.   

С переходом к XX в. этикет «демократизируется»: упрощаются его формы, он все больше воспринимается как практика вежливого обращения с окружающими, предназначенная «для всех» – имеется в виде воспитанная, образованная публика. В эпоху глобализации возникает тенденция к формированию единого культурного пространства. Доминирующая европейская модель предлагает остальному миру в качестве образца собственную систему ценностей, социальные практики, паттерны поведения людей в различных ситуациях. Европейский этикет признается в качестве международного стандарта, становится основой современного бизнес-этикета, принимается как должное – подобающее, легитимированное поведение любого «общественного» (Ю. Лотман), «цивилизованного» (Т. Цивьян) человека.

Россия, как и всегда, шла своим особым путем: имея собственные, укорененные в многовековой истории правила и нормы поведения, она восприняла западный образец в эпоху петровских преобразований. Русская культура адаптировала этикет, в то же время адаптируясь к нему сама: на протяжении XVIII в. новые нормы и правила поведения, ценностные установки, при всей их чужеродности, постепенно усваивались русским обществом. Изменился образ жизни, привычки и вкусы образованного русского дворянства, хотя речь может идти только о части его, именно об образованном слое. Оно стало проводником многих прогрессивных идей эпохи Просвещения, его культурного, интеллектуального багажа, норм и правил западного обихода. Европейский этикет, внедренный на русской почве, углубил социальное, культурное размежевание в обществе, еще больше отдалив привилегированные слои от народа.  

В XIX в. светское общество перестает носить исключительно сословный характер, оно включает в свой состав образованных людей из разных социальных групп – так называемых разночинцев, буржуазную интеллигенцию. Дворянский этикет, являвшийся эталоном поведения, претерпевает метаморфозы. Воспринимаемые как знак высокого статуса, образованности, правила «хорошего тона» осваивались городскими слоями населения: этикетные нормы распространялись среди средней и мелкой буржуазии, чиновничества, мещан. Во многих случаях его «освоение» сопровождалось неизбежной вульгаризацией – манерностью, наигрышем, имитацией ложно понимаемой «светскости».

В XX в. Октябрьская революция на долгие годы предаст забвению правила «хорошего тона», интерпретировав этикет как атрибут и символ «старорежимного» прошлого. Лишь постепенно, по мере смены поколений, происходил поворот общественного мнения по вопросу об отношении к собственной истории и культуре, о восстановлении исторической преемственности. Не отказ от традиционных ценностей, культурных корней, а их сохранение и поддержка с необходимостью ставится  сегодня в повестку дня. И в настоящее время, находясь в преддверии столетнего рубежа той «России, которую мы потеряли», особую актуальность приобретает восстановление лучших традиций «русского мира».   

Достижение значимых результатов в повышении культуры общения осложнено, однако, не только тем обстоятельством, что отсутствует сословие, являвшееся традиционным носителем образцов этикетных норм, привычки и навыка «хороших манер». В дореволюционной России этикет являлся достоянием относительно узкого круга лиц, фигурировавших в качестве «чистой», образованной публики: в XIX в., по свидетельству В. Даля, публикой называли «общество, кроме черни, простого народа». В настоящее время публичная сфера не просто расширила свои границы, она охватывает практически все без исключения слои, группы и классы. Также и освоение культурных стандартов не может быть ограничено каким-либо «избранным» кругом, практики этикетной коммуникации с неизбежностью распространяются на все публичное пространство.   

Сами стандарты уже не зависят от социальной принадлежности: в своей демократической интерпретации они доступны теперь максимально широкому кругу лиц. Более того, они востребованы в различных слоях населения – адекватное, соответствующее ситуации поведение, соблюдение правил вежливости, общежитийных норм делается настоятельной необходимостью, поскольку вежливое обращение с окружающими вменяется в обязанность всем членам общества. Актуализации этикета способствуют многие факторы – в определенном смысле он становится модой. Поведенческая культура формирует режим «социальной корректности», способствуют созданию благоприятной, комфортной среды, повышению качества жизни людей вне зависимости от уровня их доходов. Валидна и обратная зависимость: отсутствие поведенческой культуры снижает качество жизни.  

В освоении этикетной «науки» может помочь литература, посвященная данному предмету, особенно историческая. В настоящее время имеется большое количество исторической, культурологической литературы, освещающей обычаи и традиции разных народов, есть специальные научные исследования. Но не все так светло и благополучно в гуманитарной сфере, поскольку на просторах Интернета, в масс медиа легко приживается вульгаризированное знание. Оно неизменно сопровождает актуальные востребованные публикой сюжеты, темы, находящиеся на пике популярности, одним словом, «модные».  

Примеров этому предостаточно.

Так, например, в 1990-е гг. в России на пике перестроечной волны приобрели широкую известность сочинения А. Фоменко и Г. Носовского, некий бестселлер, посвященный созданию новой «глобальной хронологии», по сути, трансформация всемирной истории. Люди, причастные к гуманитарному знанию, изумленные «новациями», постоянно задавали риторический вопрос – «Почему молчат специалисты?». Профессионалы-историки, уважающие свой труд, естественно, не хотели тратить время на разбор тех методов, которые «вызывали гомерический хохот» у студентов-историков. Не сразу, но специалисты все-таки собрались с силами и написали книгу, посвященную «памяти исторической науки» [16], выполнив тем самым свой профессиональный долг.  

История – признанная, устоявшаяся, академическая наука, естественно она не свободна от заблуждений и мифологем, но там гораздо труднее приживается вульгаризированное знание. В культурологии дело обстоит гораздо хуже. Вульгаризация – далеко не безобидное явление: обернувшись бумерангом, вульгаризмы возвращаются из бытовой сферы, прессы, всевозможных масс медиа обратно в гуманитарную науку, в культурологию, где и без наката волн массовой культуры хватает своих проблем и белых пятен. Стирается четкость и корректность, терминологическая определенность, сам объект обрастает не только бытовыми интерпретациями, но зачастую профанируется и его содержание – получается некая «история в мелкий горошек»[17]. В качестве примеров «освоения» научной тематики можно привести примеры искажения смысла юнгианских архетипов, леви-брюлевского («анналовского») менталитета и др.

Если посмотреть литературу, посвященную этикету, познакомиться с огромным массивом информации в Интернете, то становиться неясно, о чем вообще идет речь. Разные авторы толкуют о разном, причем даются несхожие, противоречивые трактовки одним и тем же явлениям, или, наоборот, совершенно разнородные вещи приводятся к одному и тому же знаменателю. Так бывает, когда какие-то явления оказываются в мейнстриме модных трендов, идут в публицистику, получают широкое распространение в прессе.

Что касается определения этикета, то, несмотря на наличие словарей, в Интернете стало общим местом его дефинирование как «внешнего поведения». Неграмотность формулировки очевидна: автоматически возникает вопрос о «внутреннем поведении», поскольку внешнее и внутреннее являются парными категориями, которые рассматриваются в определенном аспекте. Понятие же «внутреннего поведения» функционирует в рамках современной психологии как психическая активность, которую нелепо противопоставлять этикетным нормам.  

Проблемой становится не только смысл, но и использование термина, его расширительное толкование: этикет путают с уставом[18], статутом (церковный, воинский устав), отождествляют с поведением вообще. Более всего вредит пониманию беззастенчивая эксплуатация этикета в качестве модного дискурса, описывающего абсолютно все культурные явления в истории человеческого рода. Его возникновение относят вглубь тысячелетий: «Древнейшим сведениям об этикете насчитывается примерно пять тысяч лет». Существование древнеегипетского этикета доказывается простым фактом наличия письменного договора: «первый письменный договор в истории человечества был заключен между египетским фараоном Рамзесом II и королем хеттов Хаттушилем III  в 1278 г. до н.э.» [19].  Логика чрезвычайно проста – есть договор, значит, должен быть и «этикет» (очевидно, этикет деловой переписки, подобный современному, а может быть и дипломатический?).

Энтузиасты находят античный греческий этикет, который характеризуют следующим образом: «жизнерадостные греки, превозносившие любовь к Родине, готовность отдать жизнь за нее, поклонялись разуму, силе и красоте». Интересно, что известно специалистам антиковедам о «жизнерадостности» древних греков? Все ли они были «жизнерадостными» и какая из греческих «Родин» имелась в виду: Афины, Спарта, Коринф? Как известно, единой «Родины» у греков не было, полисов было много, да они еще и воевали друг с другом… Профанность и нелепость подобных исторических апофегм бросается в глаза: Древний Рим «был вопиюще дисгармоничен в потребностях, нравственных и эстетических нормах». Отсюда, очевидно, следует, что римский этикет не был столь «жизнерадостным» – для него характерны «невоздержанность в поведении, проявлении чувств». Существование древнекитайского этикета I тысячелетия до н. э. выглядит на этом фоне как непреложная истина. В качестве доказательства приводятся названия трактатов «Чжоу-ли», «Ли цзы», «И-ли», невзирая на то, что специалистам термин «ли» [20] известен как церемония, ритуал, ритуальная благопристойность, и соответствующим переводом будут «Чжоуские церемонии», «Записки о ритуале», «Образцовые церемонии и ритуалы».

Русский «этикет» также обнаруживается в глубине веков, он возникает, якобы, вместе с началом христианизации Древней Руси – эта трактовка представлена, например в книге, озаглавленной «Русский этикет от Владимира Мономаха до наших дней». В ней как раз и обосновывается синонимическая близость этики и этикета, якобы объясняемая греческим происхождением последнего [21]. В данной работе его рассматривают исключительно в плане идеализированной православной традиции. В круг этикетных образцов, предлагаемых автором, так сказать, «на все времена», входит и знаменитый Домострой, главное в котором, отмечает автор, – «торжество православных традиций воспитания, тех нравственных постулатов, которые оставались неизменными на протяжении многих веков» [22]. Содержащиеся в Домострое, в частности, рекомендации о «сокрушении ребер» для поддержания порядка, очевидно, также должны, по мысли автора, принадлежать к неизменным «нравственным постулатам».

Этикет находят у разных народов, на всех континентах, в различные исторические периоды. Конечно, европейский этикет в своей аутентичной или же модифицированной форме следует за миграционными волнами, выходящими за пределы Европы. Он получает распространение на американском континенте, в Азии, Африке, Австралии. Но и в таких случаях по своему происхождению он все равно будет оставаться европейским. Фальсификация происходит, когда это явление начинают использовать для характеристики абсолютно всех типов поведения, всех времен, культур и народов, начиная от Адама и Евы. Более того, некоторые авторы именуют этикетом нормы поведения любых «культурно-исторических общностей людей»: «специфический этикет вырабатывался промышленными рабочими, пролетариатом», «сходный этикет был принят в КГБ», существовал даже! «этикет лагерно-тюремного мира» [23]. В прекрасно изданной, с красочными иллюстрациями, книге «Этикет – Современная энциклопедия» утверждается, что этикет  «возник еще в первобытную эпоху…<он> являлся основным регулятором жизни во всех ее сферах». И вообще, он «существует даже у животных», правда, ограничивают авторы свое безусловное открытие, в примитивном виде [24].

От массива профанного дискурса отличается, однако, ситуация, допускающая использование понятия «этикет» вне его культурного ареала. Таким является «традиционный» или «сельский» этикет, который применяется этнографами для описания устойчивых традиционных форм поведения у разных этнических групп. В частности, такой подход активно используется в интересной, насыщенной этнографическим материалом книге А. Байбурина и А. Топоркова «У истоков этикета». Однако и здесь случаются подмены, когда этнографические описания напрямую приравниваются к аутентичному явлению: очевидно, что абхазский аламас и современный этикет относятся к разному типу культурных феноменов. Они могут соотноситься хронологически, соседствовать во времени, но этические сопоставления разноплановых модальностей не выглядит корректно: «если в традиционном обществе этикет является непосредственной реализацией моральных ценностей, то в культуре современного типа он чаще всего представляет набор технических приемов с примитивными формулировками…» [25]. Такие подмены не безобидны, поскольку по многим позициям «традиционный» этикет прямо противоположным образом кодифицирует поведенческие нормы – например, статус женщины. Многообразные ситуации этикетных оппозиций можно найти в правилах, регламентирующих застольное поведение в европейском (современном) и «традиционном» или «сельском» этикете.

Этикет, как традиция и культура, конечно, требует внимательного и бережного отношения, которое демонстрируют классические работы Й. Хейзинги  и Т. Веблена,  Н. Элиаса и А. Мартен-Фюжье, М. Бахтина и Л. Баткина, Д. Лихачева и Ю. Лотмана, Е. Лаврентьевой и М. Мерцаловой. Актуализированные практики, став модным трендом, тем более нуждаются в теоретических, культурологических исследованиях, отвечающих современным требованиям.

В статье в качестве иллюстраций использовались произведения А. Босса «Бал», Ш. Седлачека «Общество за круглым столом», В. Принсепа «Поклон», К. Швенингера Младшего «Прогулка в парке», А. Мейли «Сольный концерт».
 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Словарь русского языка. Т. IV. М.: Русский язык, 1984; такое же определение дает Словарь иностранных слов. М.: Русский язык - Медиа; Дрофа, 2008; а также Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 2000.   
[2] Толковый словарь русского языка: В 4т. / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Астрель, АСТ, 2000.
[3] Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 1998.
[4] Словарь по этике. М.: Политиздат, 1983.
[5] Яндекс-сайт «Словари и энциклопедии на Академике». URL: http://dic.academic.ru
[6] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1999: В 4 т. (репринт 1882 г.)
[7] Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений / под. ред. Н. Абрамова. М.: Русские словари, 1999.   
[8] Поведение может быть отнесено и к неживым объектам, например, поведение элементарных частиц.
[9] Например, у В.С. Стёпина и у А.Я. Флиера. См.: Стёпин В.С. Человеческое познание и культура. СПб.: СПбГУП, 2013; Флиер А.Я. Культурные ландшафты социального пространства // Флиер А.Я. Избранные работы по теории культуры. М.: Согласие-Артём, 2014.   
[10] В современной психологии к поведению относят также внутреннюю, психическую активность.
[11] Лотман Ю.М. Бытовое поведение и типология культуры в России XVIII в. // Культурное наследие Древней Руси. Истоки, становление, традиции. М.: Наука, 1976. С. 293.
[12] Новая философская энциклопедия: В 4 т. / под ред. В.С. Стёпина. М.: Мысль, 2010.
[13] Лотман Ю.М. Указ. соч.
[14] Цивьян Т.В. К некоторым вопросам построения языка этикета // Труды по знаковым системам (Ученые записки Тартуского государственного университета). Т. 2. Тарту: ТГУ, 1965.
[15] Теория Н. Элиаса. См.: Элиас Н. О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетические исследования. М.-СПб.: Университетская книга, 2001.
[16] Володихин Д., Елисеева О., Олейников Д. История России в мелкий горошек. М.: Единство, 1998.
[17] Так иронически была названа книга, развенчивавшая вульгарные исторические концепты. См.: Володихин Д., Елисеева О., Олейников Д. Указ. соч.
[18] Устав общежительства Студийского монастыря (Цареградского монастыря преподобного Феодора Студита), получил наибольшую известность как основа правил монастырского поведения в обителях Древней Руси.  
[19] Ссылки на сайт здесь можно опустить, поскольку известных автору сайтов насчитывается более десятка.
[20] Ли – основной этический принцип, регулирующий нормы поведения.
[21] Тумкина-Перфильева Л.М. Русский этикет от Владимира Мономаха до наших дней. М.: Русская идея - Изд-во журнала «Москва», 2010. С.6.
[22] Тумкина-Перфильева Л.М. Указ. соч. С. 9-10.
[23] Этикет // Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини и А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2006.
[24] Этикет / ред. группа: М. Аксенова, А. Голосовская, И. Меркина. М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель. 2011. С. 9, 7.
[25] Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л.: Наука, 1990. С. 12-13.


© Козьякова М.И., 2016

Статья поступила в редакцию 2 августа 2015 г.

Козьякова Мария Ивановна,
доктор философских наук, профессор
Высшего театрального училища (института)
имени М. С. Щепкина при Государственном
Академическом Малом театре России
e-mail: markoz@yandex.ru

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG