НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
НАУЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ

Культура культуры

Научное рецензируемое периодическое электронное издание
Выходит с 2014 г.

РУС ENG

Гипотезы:

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

А.Я. Флиер. Системная модель социальных функций культуры

 

Дискуссии:

В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (рубрика А.Я. Флиера)

А.В. Костина, А.Я. Флиер. Тернарная функциональная модель культуры (продолжение)

В.М. Розин. Особенности и конституирование музыкальной реальности

Н.А. Хренов. Русская культура рубежа XIX-XX вв.: гностический «ренессанс» в контексте символизма (продолжение)

 

Аналитика:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

И.В. Кондаков. Кот как культурный герой: от Кота в сапогах – до Кота Шрёдингера

Н.А. Хренов. Спустя столетие: трагический опыт советской культуры (продолжение)

И.Э. Исакас. Гипотеза. Рождественская ёлка – символ второго пришествия Христа

ДУЭЛЬ

А.Я. Флиер. Неизбежна ли культура? (о границах социальной полезности культуры) (Философская антиутопия)

А.А. Пелипенко. Культура как неизбежность (о субъектном статусе культуры)


Анонс следующего номера

 

 

А.Я. Флиер

Культура и проблема ноосферы:
не стоит сказку делать былью

Аннотация. В статье рассматривается учение о ноосфере и показывается практическая невозможность построения ноосферы в условиях Земли как феномена, нарушающего исторически сложившееся культурное многообразие человечества, что противоречит самой психологической природе человека и принципам социальной организации человечества.

Ключевые слова. Ноосфера, культура, культурное сближение народов, культурное многообразие человечества.
 

Приглашение меня к участию в дискуссии в журнале «Вестник культуры и искусств» (где была опубликована сокращенная версия настоящей статьи [1]) по поводу учения В.И. Вернадского о ноосфере [2] вызывает множество вопросов и прежде всего стимулирует вопрос: есть ли у этой дискуссии научный предмет? Ноосфера, учение о которой можно назвать одной из наиболее гуманных метафизических концепций ХХ века, представляет собой объект, который невозможно эмпирически обнаружить, системно описать, измерить его параметры и т.п. Т.е. это нечто, подобное Господу Богу, в которого можно верить и даже создавать его изображения (конечно, сугубо условные), но каким-либо образом научно описать его и исследовать невозможно.

Учение о ноосфере было довольно популярно в советской и постсоветской философии и гуманитарной науке конца ХХ – начала XXI веков и активно обсуждалось философами и публицистами [3]. Сейчас его актуальность и научная востребованность заметно сократились. Расширение знания о социальной реальности в отечественной науке и в том числе развитие культурологии как науки об основах и символах коллективных форм человеческой жизнедеятельности отодвинули проблематику ноосферы на второй план. Человеческое общество оказалось гораздо более сложным и противоречивым образованием, чем это виделось Вернадскому, и перспектива реализации его ноосферного проекта стала представляться сомнительной. В научной литературе распространена обширная критика учения о ноосфере, которому находят место где-то на стыке науки и эзотерики [4]. Я не буду сейчас включаться в эту дискуссию, а изложу лишь свое мнение культуролога.

С позиций современной постнеклассической науки и постпозитивизма, к которому я себя отношу, ноосфера как научная категория и концепт по определению должна быть системной и структурированной. Вместе с тем никаких очевидных системообразующих оснований у нее не усматривается, а структуру ее определить невозможно, поскольку ее невозможно описать. Суждения самого Вернадского о параметрах ноосферы имеют очень разрозненный и фрагментированный характер, и его позицию приходится обобщать и систематизировать другим ученым, его последователям и критикам. В частности, Ф.Т. Яншина выделяет 12 основных характеристик ноосферы, о которых в разных работах говорит Вернадский:

1. Заселение человеком всей планеты.

2. Резкое преобразование средств связи и обмена между разными странами.

3. Усиление связей, в том числе политических, между государствами Земли.

4. Преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.

5. Расширение границ биосферы и выход в Космос.

6. Открытие новых источников энергии.

7. Равенство людей всех рас и религий.

8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов и внутренней политики.

9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в общественном и государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли.

10. Подъем благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания, голода, нищеты и ослабить влияние болезней.

11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать способной удовлетворять все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.

12. Исключение войн из жизни человечества [5].

Большинство пунктов этого списка (кроме последнего) уже в той или иной мере реализовано в практике развития человечества, однако, ни о каком построении ноосферы речь пока не идет.

Может быть, ноосферы нет сегодня, но она будет построена в отдаленном будущем? Думаю, что и это сомнительно, по крайней мере, с культурологической точки зрения. Реализация учения о ноосфере потребует общепланетарной унификации стратегии отношений человека с природой и человеческих сообществ между собой. Ну, если не абсолютной формальной унификации, то, несомненно, весьма существенного сближения общих принципов таких отношений.

Но это означает одновременно и существенное культурное сближение народов между собой, без которого реализация ноосферного проекта представляется практически невозможной. А подобное сближение маловероятно в принципе. Человечество не составляет единого социального и культурного организма и его культурная унификация противоречит самой человеческой природе, которая вовсе не случайно привела к тому, что все народы Земли обладают собственной культурой, в той или иной мере отличающейся даже от культуры ближайших соседей, не говоря уже о народах иных континентов.

Трудно объяснить почему, но психическая природа человека требует адаптивной культурной локализации образа жизни и всех сопутствующих ему элементов у каждого народа. И дело здесь не только в практической адаптации к условиям существования, но и в психологической потребности в культурном отличии «наших» от «чужих», что называется «самоидентификацией». Преодолеть эту потребность на протяжении всей истории человечества не удавалось. Как только возникали условия для рождения и распространения понятия «наши», тут же возникала потребность и в формальных отличиях «наших» от «чужих». Это выражалось в различиях в языке, религии, приемов хозяйственной практики, кулинарии, бытовых норм поведения и пр. Отношение к природе у разных народов тоже различается, хотя все крестьянские культуры имеют природоохранную интенцию (в силу высокой зависимости от природы), а все городские – природоразрушающую (в силу большей или меньшей независимости от нее).

Из этого вытекают многие принципы социально-политического устроения разных народов и систем идейных оснований, составляющих фундамент этих принципов. Уже очевидная историческая неудача в попытках внедрения универсальной евро-американской демократии в социальную практику большинства народов Азии и Африки тоже ведь не случайна. Любая культурная унификация (а демократия – это прежде всего феномен определенной политической культуры) психологически неприемлема для этих народов. Она нарушает многие правила их социальной жизни и каноны их различения «наших» и «чужих».

Но самая спорная перспектива – это возможность воспитать в народах толерантность друг к другу. Дело тут не в том, что в любом народе много националистов, а в том, что в отсутствии плохого «чужого» отпадает необходимость в социальной интеграции хороших «наших», теряется стимул к национальной самоидентификации и мобилизации этих «наших». Преодоление этой установки в корне изменит всю систему самоидентификации людей. А это обязательное условие, ибо без достижения абсолютной толерантности народов друг к другу построение ноосферы невозможно.

Культурное взаимоотчуждение народов в той или иной мере имело место в прошлом, есть сейчас и, по всей видимости, сохранится и в будущем. Конечно, идеи интернационализма за последние века достигли больших успехов. Мечта об объединении всех народов Земли в единое человечество, существует с незапамятных времен. Она, возможно, реализуема политически, экономически и даже лингвистически, но она абсолютно нереализуема культурно. Каждый народ желает культурно отличаться от других, и не видно силы, которая могла бы это переломить.

Нужно сказать, что сам Вернадский впрямую не говорит о культурном сближении народов, но систематизация его взглядов на условия построения ноосферы выделяет такое сближение как один из важнейших факторов образования ноосферы [6]. В понимании Вернадского, социальные условия построения ноосферы близки к характеристикам коммунизма, с характерным для него отсутствием противоречий межу народами, расами, классами, социальными группами и пр. Без этого возможность реализация идеи ноосферы сомнительна.

Получается, что, какие бы гуманные цели проект ноосферы не преследовал, какие бы выгоды не сулил, но он противоречит исторически сложившимся социальным и культурным формам и нормам организации человечества. А историческая инерция – это практически непреодолимая сила. И эта инерция предполагает национально-культурное отчуждение как исходный принцип сосуществования народов друг с другом. Мне уже приходилось писать о том, что культура – это самое эффективное и смертоносное оружие (точнее – стимул к применению оружия), и ни по одной другой причине не убили столько людей, сколько по культурным соображениям [7]. Здесь и средневековая Инквизиция, и нацистский холокост, и вырезание целых народов при колонизации, и т.п. Миллионы людей убили по причине культурной неприязни к ним, из-за их культурных различий с убийцами. Такого рода культурные различия и неприязнь к «чужому» психологически важны для социального самосознания всех народов. Ничего хорошего в этом нет, но культура безразлична к нашим установкам на уморительное благо.

У нас существует традиция видеть в культуре лишь ее положительные коннотации. Но очевидно и отрицательное влияние культуры на общество. Именно культура, а не что-либо иное, является стимулом наиболее массовых проявлений неприязни, репрессий, насилия. Экономические и даже политические притязания людей по своим негативным гуманитарным последствиям несравнимы с культурным самоутверждением. Они не приводят к такому массовому насилию. По каким экономическим причинам убили тысячи людей в Варфоломеевскую ночь или при сталинских репрессиях? Весьма распространены и массовые культурные отторжения «чужих» или культурно неугодных людей. В истории есть множество примеров крушения самых замечательных социальных проектов из-за их культурной нерелевантности (например, коммунизма). Поэтому я уверен, что точно таким же образом культура не допустит и создания ноосферы как универсалии, угрожающей сохранению культурного многообразия человечества, исторически сложившихся культурных различий между народами. А в этом многообразии есть какой-то скрытый смысл, над расшифровкой которого бьется современная наука.

Вместе с тем, было бы интересным исследовать, как концепции ноосферы коррелируют с современными теориями постиндустриального общества, с его «экономикой знания», с глобализацией и т.п. Разумеется, все эти тенденции современного развития никак не связаны с учением о ноосфере, но их взаимокорреляция может быть интересной. Столь же интересна и взаимосвязь между учением о ноосфере и системой современных международных соглашений по защите дикой природы, недр, климата. Складывается впечатление, что учение о ноосфере правильно предвидело общую направленность трансформации отношения человека к природе, но представляло себе эту трансформацию слишком радикальной. Она не укладывалась в устоявшиеся культурные нормативы и явилась лишь романтической мифологемой на тему «человек и природа», созданную воображением ученого. А жаль.

Конечно, в ноосферном проекте речь не идет о полном стирании культурных различий между народами, но о существенном повышении уровня толерантности между ними. Т.е. о чем-то подобном современному мультикультурализму. Но не будем забывать, что мультикультурализм, практически реализованный в социальной практике, – это не повышенная толерантность между целыми народами, а локальная взаимотерпимость между мигрантами и местным населением. И, помимо того, мультикультурализм, решая одни проблемы национальных отношений, плодит другие, что также уже рассматривалось мною ранее [8].

Известный отечественный специалист по устойчивому развитию А.Д. Урсул видит именно в ноосферном проекте оптимальный вариант такого устойчивого развития [9]. Следует сказать, что проблемами устойчивого развития почти полвека назад занимались и ученые Римского клуба [10]. Ноосферный проект имеет много общего с их разработками и даже в чем-то превосходит их. Но… Он представляется наименее вероятным к практической реализации по приведенным выше причинам. Впрочем, если рассматривать ноосферный проект в одном ряду с иными проектами устойчивого развития, не видеть в нем панацею от всех бед и единственно верный путь в будущее, а понимать его как один из вариантов развития с особым акцентом на взаимодействии человека с природой, то учение о ноосфере займет свое достойное место в истории научной мысли.

Поэтому я полагаю, что ноосфера – это научная сказка (мифологема), порожденная прогрессистским романтизмом науки первой половины ХХ века, опосредованно отражающая общую направленность изменения отношения человека к природе, но непосредственно разбивающаяся о социокультурные реалии человеческой истории и исторически сложившиеся культурные нормативы в этой области. Конечно, иногда и сказки сбываются. Подождем …
 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Вестник культуры и искусств. 2017. № 3 (51). С. 87-90.
[2] Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Успехи современной биологии. 1944. Т. 18. Вып. 2. С. 113-120.
[3] См., например: Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. М.: Наука, 1987. 182 с.; Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера М.: Молодая гвардия, 1990. 351 с.; Урсул А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития человечества. М.: Луч, 1993. 275 с.  и др.
[4] См., например: В.И. Вернадский: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2000. 862 с.; Прозоров Л.Л. Было ли учение Вернадского о ноосфере? (краткий исторический анализ) // Пространство и Время. 2012. № 4 (10). С. 223-229.
[5] Яншина Ф.Т. Ноосфера: утопия или реальная перспектива // Общественные науки и современность. 1993. № 1. С. 167-172.
[6] Там же. С. 163-173.
[7] См., например: Флиер А.Я. Культура как репрессия. М.: Диаграмма, 2006. 320 с.; Флиер А.Я. Культурные основания насилия // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 1. С. 19-25; Флиер А.Я. Культура как оружие массового поражения [Электронный ресурс]. URL: http://ex.kabobo.ru/docs/82500/index-2853.html  (Дата обращения 7.05.2017).
[8] См.: Флиер А.Я. Мультикультуральность // Обсерватория культуры. 2008. № 2. С. 22-26.; Флиер А.Я. Три культурные стратегии межнациональных коммуникаций в полиэтническом общества [Электронный ресурс] // Информационный портал Знание Понимание. Умение. 2014. № 4. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/4/Flier_Three-Cultural-Strategies/. (Дата обращения: 12.12.2014); Костина А.В., Флиер А.А. Три типа культуры – три функциональные стратегии жизнедеятельности // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2009. № 2 (18). С. 23-36.
[9] Урсул А.Д. Устойчивое будущее (глобализация, безопасность, ноосферогенез). М.: Жизнь, 2006. 512 с.
[10] Meadows, Donella H., Meadows, Dennis L., Randers, Jørgen and Behrens, William W. III. Limits to Growth: A Report for the Club of Rome's Project on the Predicament of Mankind. N.Y.: Universe Books, 1972 (Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й., Беренс III У. Пределы роста: (Доклад по проекту Римского клуба «Сложное положение человечества»). М.: Изд-во МГУ, 1991).

© Флиер А.Я., 2019

Статья поступила в редакцию 10 июня 2018 г.

Флиер Андрей Яковлевич,
доктор философских наук, профессор,
главный научный сотрудник
Российского НИИ культурного
и природного наследия им Д.С. Лихачева,
профессор Московского государственного
лингвистического университета.
e-mail: andrey.flier@yandex.ru

 

 

ISSN 2311-3723

Учредитель:
ООО Издательство «Согласие»

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Журнал индексируется:

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

 

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

 

Наш баннер:

Наш e-mail:
cultschool@gmail.com

 

 
 

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

РУС ENG